218 babylon

Вавилонская башня – взгляд сверху

October 28, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

 

    ь  

 

С глубокой древности и до наших дней самой большой проблемой человечества было и остается непонимание. В нем  – причины бесконечных войн, недоверия и ненависти между народами. Но ведь ясно любому здравомыслящему человеку, что такие взаимоотношения между людьми совсем не обязательны. Что можно и по-другому. Можно договориться по-хорошему, можно найти общий язык, можно даже (если очень постараться) понять другого человека…

 

В сознании человечества проблема разобщенности и непонимания прочно связывается с рассказом о «вавилонском столпотворении». Попробуем проанализировать текст Торы и понять, в чем же состояла ошибка строителей Вавилонской башни…

 

«И была на всей земле речь одна и слова одни…»

Итак, в начале этой истории речь идёт о единстве людей, причём о таком единстве, что нам и не снилось. Полное взаимопонимание. Отлично!

Далее люди идут по пути прогресса.

«И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар, и поселились там».

Прежде всего «строители» уходят с востока. Разделение человеческой культуры на восток и запад существует с глубокой древности. И с древнейших времен восток символизировал постоянство, а запад – движение, изменение. Понятие прогресса – чисто западное. Причем восток в Торе – Кэдэм – связан с понятием «начало». В данном случае – начало движения. Куда? К концу, разумеется. То есть появляется понимание и желание «окончательно исправить» мир.

«И сказали друг другу: давай наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины».

Прогрессивное человечество начинает делать нечто принципиально новое – кирпичи. Зачем? Они хотят строить. Строят обычно из камней, но в долине камней нет. А они хотят жить там.

Поэтому «мы сами с усами» – берём глину и делаем камни. Неплохо!

После такой научно-технической революции – приходится искать соответствующую цель. Она, конечно, находится:

«И сказали они (друг другу): давайте построим себе город и башню, главою до небес».

То есть, по замыслу строителей, это строение должно было соединять небо и землю. Хорошо ли это? Это – не просто хорошо, это – очень хорошо! Это же воплощение сна нашего праотца Яакова – лестница, соединяющая небо и землю, высочайшая из целей!

Только соединение неба и земли у них было не целью, а средством. Цель другая:

«И сделаем себе имя».

Сделать себе имя – это тоже само по себе правильно.

Только ведь и это опять – не цель. А где же цель? Вот она:

«Чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли».

Итак, цель – единство. С единства начали и к нему же и пришли.

 

Теоретически башня должна была быть прямой и соединять небо и землю. Но как называется фигура, у которой начало совпадает с концом?! Круг. И это уже принципиальная ошибка проектировщиков Вавилонской башни.

 

Прямая символизирует связь противоположностей, единство в бесконечности. «Прямой» плюс «Б-г» – это «Исраэль», имя избранного народа. Круг – это замкнутость, ограниченность, самодостаточность, эгоизм. Эта фигура является противоположностью прямой.

 

Единство – это замечательно. Единство человечества – это необходимое условие для совершенствования человека. Потому-то и непонятно, за что, собственно, рассердился Всесильный на строителей башни. Ведь по сравнению с допотопным кошмаром, когда действовало правило «все против всех», описание общества «строителей» – это почти идиллия.

Но оказывается, что все не так просто. Единство ради единства, единство эгоистов может привести к ещё более разрушительным последствиям, чем простой беспредел… "Когда мы едины – мы непобедимы", «Если в партию сгрудятся малые – сдайся враг, замри и ляг!». Можно  продолжить. Людям, пережившим 20-й век, это не нужно долго объяснять.

 

Кстати, о перепутанных целях и средствах нам напоминают использованные строительные материалы. Глина, которая обычно используется как средство, то, что соединяет камни, в Вавилоне стала главным.

 

Девиз строителей Башни возвращает нас к ещё одной фундаментальной проблеме человечества. Давайте вспомним – кто-то уже обращался к кому-то с предложением: «Сделаем?..»

"Сделаем Человека" – сказал Творец, начиная самый значительный свой проект. К кому Он обращался? К ангелам? К самому Себе? Эта загадка мучила не одно поколение комментаторов.

Согласно одному из объяснений, Творец обращался к самому человеку. Предлагая ему стать партнером в создании… человека. Ты и Я сделаем из тебя Человека. Кстати, ответа на столь заманчивое предложение не последовало. И вот, наконец, благодарное человечество отвечает:

– Сделаем НАМ имя.

Вместо человека – имя.

 

Строители Башни обращаются друг к другу. Всевышний там не упоминается. Тем не менее, из дальнейшего развития событий можно увидеть, что Творец воспринимает их действия как диалог, точнее, как продолжение прерванного диалога…

 

«И сказал Г-сподь: ведь народ один и язык один у всех; и вот что начали они делать; а теперь для них не будет недостижимо все, что бы они ни задумали сделать? Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга. И рассеял их Г-сподь оттуда по всей земле; и они перестали строить город».

 

Если собрать вместе все реплики, составляющие диалог между человеком и Творцом, то получится нечто похожее на шахматную партию:

 

1. Творец: Сделаем человека!!

   Нет ответа.

2. Творец: С дерева ты ел?

Чёрные (Адам): «Жена, которую ты дал мне, дала мне…»

3. Творец: Где брат твой?

Чёрные (Каин): «Разве я сторож брату моему»?

И, наконец, «достойный» ход «чёрных» (строителей):

…4. Сделаем НАМ имя – ??? (так в шахматах  обозначают сомнительную целесообразность хода).

5. И вот ответ Творца:< Давайте спустимся!!!

 

Как этот «шахматный этюд» понять?

 

Однажды знаменитый рабби Менахем-Мендел из Коцка вошёл к своим хасидам, стукнул по столу кулаком и спросил: "Где Всевышний?"

И после напряжённого молчания ответил сам себе:

"Там, куда мы его пускаем!"

 

Проблема строителей была в их небывалой мощи. Главным источником мощи было единство. Поэтому-то они его так берегли. Человечество, устремившись к небу, забыло про Творца неба. Места для Всевышнего в том новом мире, который они собирались построить, не было.

 

Что же делает Всевышний, чтобы исправить ситуацию?

Он предлагает человечеству спуститься с той высокой башни, которую они себе построили. С того величественного положения, которое строители занимали в своих же глазах.

И достигается эта цель весьма незначительным вмешательством: Тот, кто наделил человека способностью говорить, сделал так, чтобы люди перестали понимать друг друга. И больше они уже не могли сказать друг другу: давай построим….

Да, человечество стало на порядок ниже ростом после смешения языков.

Зато теперь, когда каждый сам по себе, одиночество способствует тому, что человек ищет Всевышнего.

Четыре тысячелетия заняло исправление ошибки строителей. Четыре тысячи лет войн, раздоров, непонимания. И вот, наконец, человечество вновь находит возможности для объединения. Идеи взаимопонимания, дружбы народов и всечеловеческого братства все глубже овладевают умами.

И что интересно: опять в воздухе пахнет кирпичами. Опять великие цели – и опять великая путаница между средством и целью. И как похож финал!

Так что же – ошибка неизбежна, и неизбежно топтание по кругу?

Движение по кругу продолжится, пока человечество не поймет, что линия, которую оно должно построить, – это прямая: Исра-Эль, «прямо – Бог».