Есть вещи, о которых, кажется, лучше и не думать. Потому что если задумаешься (хуже – вдумаешься), – становится страшно. Вот так с Йонатаном Поллардом.
Так же как Израиль – это микрокосмос мира, в котором происходящие процессы просматриваются и предвосхищаются настолько, что в конечном счете можно сказать, что «судьба Израиля станет судьбой мира, а приговор первого – приговором второго», так и в истории с Поллардом, как в капле чистой воды, отражена вся грязь и уродство нынешнего нашего бытия, к сожалению, определенного сознанием немногих и – к ещё большему сожалению – определяющего сознание многих.
Предательство и пренебрежение к свободе и жизням людей, диктат правил игры циничных интересантов в ущерб элементарной честности и порядочности правителей; торжество абсурда над здравым смыслом, несправедливости над справедливостью, лжи над правдой, безразличия масс над взаимопомощью, равнодушия над участием; раболепной слабости над жизнеутверждающей твердостью в отстаивании своего права на жизнь, свободу и человеческое, вкупе с национальным, достоинство.
И ещё кое-что, более всего вышеперечисленного внушающее пессимизм с далекоидущими последствиями. «Более всего вышеперечисленного» потому, что от него во многом и происходит все это вышеперечисленное. Я имею в виду традиционную ссылку на "То, что видно оттуда, не видно отсюда". На то, что им там, на верху (пирамиды земной власти, конечно), виднее. Что они лучше нашего, простосмертного, знают, Что да Как. Им ведомы секреты, нам неведомые: тайны разведки и закулисных политических хитросплетений, дипломатии и – ой, мама родная! – Государственных Интересов.
Все, что «там», покрыто ореолом величия и особой значимости и важности Тайного Ордена, будто не «там» это вовсе, а – «Там».
Это такой удобный для умывания рук предлог, освобождающий от такого коробящего всякого скромного «ответственного законопослушного гражданина» проявления вопиющей наглости, как вера в собственную голову на собственных плечах. А значит, и от необходимости самостоятельно думать, делать собственные выводы и брать их за руководство к действию, даже если они – и выводы, и действия – противоречат спускаемому сверху «будет так, потому что мы так сказали, а нам отсюда виднее».
Фраза «то, что видно оттуда – не видно отсюда» – из разряда фраз-мыльных пузырей, – красивых, но пустых, высоко парящих, но лопающихся от самого легкого соприкосновения с первым попавшимся на пути земным фактом. Фраз, которые «мудрые и осведомленные Большие Люди» – надуваясь от важности (и подавляя усмешку) – выпускают сверху через плевательницу прессы, и которые, тем не менее, жадно, с горящими глазами, как дети, ловят «люди маленькие», благоговея перед этой радующей обманчивостью и на ней успокаиваясь.
Хотя, если присмотреться, в нем лишь искаженное, как в кривом зеркале, отражение даже не действительности, а её псевдо. Через него, как через замутненное грязными – хотя и кажется, что искусными цветовыми – разводами окно преломляется восприятие, изначально чистое незамысловатой чистотой здравого смысла.
А если поймать, то выяснится, что с этого мыльного пузыря даже мыла-то на умывание рук не взять.
В деле Полларда все просто. Ситуация описана выше, в третьем абзаце. Только одно уточнение: предательство Полларда – это предательство Израилем самого себя: правительством – своего народа и каждого в отдельности, а народом – самого себя и каждого в отдельности. Предательство, привычное от повседневности, как бы незаметное, но разъедающее основу существования, как только может её разъедать предательство самого себя.
Отсюда и утрата стержневой веры в свои права на что-либо свое, в собственную правду, правоту и стойкость, в способность противостоять давлению, стучать кулаком по столу, опрокидывать столы заседаний, и в конце концов לשבור כלים – бить посуду как для отстаивания, черт возьми, своей свободы, независимости и чести, так и для собственного очищения. Внутреннего. А через него и внешнего.
А посему печальный вывод: если
– судьба Израиля станет судьбой мира
то и
– судьба Полларда станет судьбой Израиля.
Успокаивает и одновременно настораживает одно: то, каким этот приговор будет, – зависит от нас. От нас потому, что связующим и решающим звеном этой простейшей цепи являемся мы: Израиль в личностном воплощении, т.е. израильтяне – от верха пирамиды до самого его… нет, не низа – основания.
А зависит потому, что если можно испортить – можно и исправить.
За исключением неисправимого. Но ведь это не тот случай…
Ещё пока…
Пока ещё…