Рав, мыслитель, грамматик и пиютист, один из величайших знатоков Торы периода Гаонов
Саадья Гаон родился в Египте, в области Фаюм и поэтому его называют фаюми ("человек из Фаюма"). Уже в молодости проявились его способности писателя и духовного руководителя. Первую книгу Эгрон – ивритско-арабский словарь составил, когда ему было двадцать лет. В этой книге и и в другом сочинении "Книга о чистоте языка" заложил рав Саадья основы граматики языка иврит. По неизвестным причинам был выслан из Египта, приехал в Тверью, продолжил свой путь в Халаб в Сирии и в конце цонцов приехал в Багдад. В тот период было традиционное еврейство вовлечено в тяжелую борьбу с сектой караимов. Рав Саадья встурил в острую полемику с ними и написал сножество сочинений против них.Еги борьба с ними была настолько решительной и непримиримой, что многие поколения караимов уже после его смерти видели в нем своего главного врага.В достаточно большой степени заслуга Рава Саадьи Гаона что иудаизм выстоял перед опасностью караимства.
В споре, который разгорелся между гаонами, проживавшими на территории Персии (исторического Вавилона), и рабби Аароном бен Меир, гаоном иерусалимской йешивы, по поводу изменений, которые он хотел внести в еврейский календарь, принял Рав Саадья Гаон сторону мудрецов Вавилона и в конечном итоге это мнение победило. Он посвятил этому спору два сочинения: Сефер а-зихронот ("Книгу памяти") и Сефер а-моадим ("Книгу дат"), которые принесли ему признание как большому авторитету в области установления календаря.
В 922-928 годах Рав Саадья Гаон был главой йешивы а городе Пумбедита. После этого он возглавил йешиву в городе Сура и превратил ее в главный центр изучения Торы. Однако в результате его все возрастающего влияния возникло напряжение между ним и Давидом бен Закай, главой диаспоры, который претендовал на исключительные положение в среде евреев Вавилона. После того, как отказался рав Саадья Гаон утвердить некоторое распоряжение, которое было важно для главы диаспоры, тот отстранил его от руководства йешивой и назначил другого руководителем сурской йешивы. Рав Саадья Гаон, в свою очередь, отстранил Главу Диаспоры. Разногласия между ними продолжались до 937 года, клгда примирились противники и Рав Саадья Гаон вернулся к руководству йешивой в Суре.
Рав Саадья Гаон внес значительный вклад в создание равинских трудов. Его сочинения по галахе частично были написаны на арабском языке. Он составил также на арабском языке сборник молитв, которые сопроводил комментариями и галахическими постановлениями. Он перевел на арабский язык ТаНаХ и сопроводил перевод комментариями. Также составил комментарий к Мишне. Большое значение имеет его философская работа "Сефер а-эмунот вэ а-деот" ("Верования и убеждения"), в которой он утверждал, что нет противоречий между иудаизмом и философией.