470

Рош а-Шана: Тропа над горным ущельем

September 27, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

В трактате Талмуда «Рош а-Шана» («Начало года», 18а) говорится: «В день начала года все люди проходят перед Ним, словно те, кто [находится] в мароне, как сказано про Него: «Творит вместе их сердца, понимает все их дела» (Тегилим, 33:15). Что такое марон? Гема-ра поясняет, что марон — это загон для скота с узкой калиткой, через которую животные выскакивают по одному, а хозяин отмечает ударом хлыста с красной краской каждое десятое животное, чтобы принести его в жертву. Так, по закону, отделяется десятина от приплода скота. Следовательно, люди в Рош а-Шана похожи на ягнят, козлят или телят, которые выходят из загона, и пастух, пересчитывающий молодняк, не пропускает ни одного животного. Но есть и другое мнение. Согласно этому мнению, марон — это узкая тропа над горным ущельем, по которой приходится идти по одному друг за дружкой. Есть, наконец, и третий вариант понимания слова «марон»: так называются воины царя Давида, каждый из которых известен и своей силой, и своей праведностью — они выходили на сражение не все вместе, а один за другим. Маарша — великий комментатор Талмуда — объясняет, что каждый из вариантов понимания слова марон, приведенных в трактате, намекает на одну из трех групп людей, предстающих в Рош а-Шана перед судом Всевышнего: злодеев, обычных людей («средних») и праведников. Злодеи похожи на животных, участь которых — попасть на бойню, обычные люди похожи на тех, кто поднимается по горной тропе и должен все время смотреть под ноги, чтобы не оступиться. Праведники же, напоминают воинов царя Давида, которые преодолевают все дурное как в самих себе, так и во всем мире. Как скот или как воины царя — так или иначе, мы проходим в Рош а-Шана по одному и все вместе перед Его взором. В этот день, когда каждый из нас дает Всевышнему полный отчет о своих делах, необходимо помнить, что мы не отдельные люди, а неотъемлемая часть избранного народа, к которому Б-г относится с великой любовью. И на любовь Творца народ Израиля отвечает любовью. И поскольку любовь Его неистребима, то и сам народ вечен. Никакие беды и страдания нашего народа не могут сломить его веру, потому что мы знаем: все происходящее делается Творцом только во благо нам.

* * *

 

Мидраш Берешит Раба (14:8) рассказывает, что на том самом месте, откуда была взята пыль земная, чтобы сформировать тело человека, впоследствии был воздвигнут жертвенник Храма. И сегодня, и в будущем жертвы нельзя приносить ни в одной другой точке земного шара. Мидраш объясняет: «Только на том месте, из которого человек был сотворен, ему может быть даровано искупление». Почему это так? Принося жертвы, человек не имеет права думать, что он дает праздничный подарок Б-гу или выкуп за совершенный грех. Он должен ощутить себя творимым заново каждое мгновение и осознать, что не только весь мир, но и он сам принадлежит Тому, Кто постоянно поддерживает его существование. В одной из молитв Йом Кипура говорится: «Вот, как глина в руке гончара: захочет — растянет, захочет — сожмет, — так и мы в руке Твоей… Взгляни на то, что нас с Тобой соединяет, не смотри на дурное… Вот, как стекло в руке стеклодува: захочет — раздует, захочет — расплавит, — так и мы в руке Твоей. Взгляни на завет, не смотри на дурной помысел наш. Вот, как руль в руке моряка: захочет — натянет, захочет — отпустит, — так и мы в руке Твоей. Взгляни на союз, не смотри на дурное…»