Письма Игаля домой

Письма Игаля домой

May 15, 2007 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

Здравствуй, мама! По конверту ты уже догадалась, что пишет тебе Игорь, твой средний сын. Начну с того, где я побывал. Помнишь, я тебе звонил и говорил, что я на военной базе? Это чистая правда. Я был там неделю. База находится в горной части пустыни Негев (возьми карту Израиля, найди Беер-Шеву, и оттуда приблизительно десять сантиметров на юг). Место неплохое и интересное. Время зря не потратил – теперь хоть знаю, что такое армия Израиля. Она совсем не похожа на нашу – просто полная противоположность. Узнал, что собой представляет климат пустыни. Ты знаешь, для меня это очень даже неплохо – сухо! Представь себе: тридцать пять-сорок градусов, но дует прохладный свежий ветерок (а иногда и такой сильный, что стоять трудно), и это днем, а ночью прохладно – плюс тринадцать-шестнадцать градусов. Точно как в книгах по географии, о пустынях и полупустынях. Да, еще я понял, что пустыня – это не обязательно пески. А что это – ты можешь увидеть на фото. В общем, было интересно – вставал в пять, ложился в одиннадцать, а днем, во время занятий, засыпал, сидя на стуле. Самое главное – стрелял из автомата "М-16", процент попадания по мишени – шестьдесят процентов.Отдыхом, конечно, неделю не назовешь, но мне понравилось. Позаботься о себе, о своем здоровье и об Эдике с Костей. Прошу, не напрягайся на огороде, он в могилу сведет. Брось ты эту картошку и не таскай ничего. Здоровье, в отличие от продуктов, не купишь.

 

Привет! Получил ваше письмо и теперь пишу ответ. Не буду говорить о том, как я по вас соскучился, это вы и сами понимаете. Начну с того, чем я тут занимаюсь. Я учу Тору. Это вам мало что скажет, в этом я уверен, поэтому попробую подробнее: учу Тору (Пятикнижие), Пророков, Писания, историю, философию, религию, Талмуд (это тоже мало о чем говорит), законы. Мы разбираем современную политическую ситуацию в мире и в Израиле. Учу иврит, учусь учить и преподавать, учусь думать, понимать, размышлять. Вкратце: учусь быть евреем. Пытаюсь поменять свою ментальность, способ мышления, быт, культуру, веру и т.д. Это очень сложно, но это и есть моя работа, и потому свободного времени нет, так как жизнь – практическая сторона занятий. Я изучаю не математику или биологию и т.д., а, например, учусь быть честным. Быть честным с самим собой, с окружающими, – это тоже не так легко. В общем, в свободное от учебы время я учусь. Утром встаю не позже 6.50 (а обычно еще раньше), затем молитва, завтрак, уроки, молитва, обед, уроки (с перерывом на час, в течение которого я успеваю поспать). Затем молитва, в восемь ноль-ноль – ужин, и я сажусь заниматься самостоятельно (где-то до двух ночи, а то и позже). А свободное время – это когда я иду куда-то, например, в магазин или на базар, или еще по каким-то делам. Устаю, поэтому весь Шаббат (Субботу), кроме трапезы и молитвы, я сплю. По правде говоря, мне кажется, я мог бы учиться гораздо больше и лучше, только надо победить свою лень. И еще – не спрашивай, что я получу, находясь тут. Нет однозначного ответа. Один может просидеть тут три года, но так ничему и не научиться, кроме пяти-шести зазубренных фраз, а другой может вынести отсюда знания, которые воздействуют на его внутренний мир и на происходящее вокруг. Они изменят восприятие окружающего, и тогда изменится жизнь (например, моя шкала ценностей и приоритетов стала другой). Но бумажек тут не дают. А мне и не надо. Что делать в будущем, я еще не знаю, не решил. Сейчас выбираю, узнаю и т.д. Вариантов очень много, обо всех писать даже нет смысла, но есть три основных: пойти в институт, пойти в армию или в йешиват-_эсдер (это учебная программа, рассчитанная на пять лет: полтора года я буду в армии и три с половиной – в йешиве, как сейчас). У каждого из этих вариантов есть и плюсы, есть и минусы, остается думать и выбирать. Одно я могу сказать – все будет в порядке и не надо волноваться. А вообще-то в Израиле весело. Ну, например, события, которые происходят здесь за один месяц, не произойдут в другой стране и за два-три года. Вот я помогал одному из своих учителей, раввину Йосефу Менделевичу, председателю Сионистского форума, объединяющего все организации новых репатриантов, бывшему заключенному советской тюрьмы (отсидевшему одиннадцать лет за попытку евреев в 1970 году угнать самолет в Финляндию), – выдвинуть свою кандидатуру в Кнессет. Дело, конечно, провалилось, но зато теперь у меня богатый опыт для начинающего политическую борьбу. Или недавно послали меня от нашей группы на встречу с кандидатом в премьер-министры. Хоть он и странный человек и, не дай Б-г, придет к власти, но зато оказалось очень солидно: с камерами, журналистами и т.д. В общем, было весело. Жаль, попросили сдержать свои чувства, а то бы я ему сказал все, что о нем думаю. Были у меня и интересные поездки по стране. Например, на фото – я в секторе Газа. Это территория Израиля, которая окружена колючей проволокой и электрозабором. Внутри несколько сотен тысяч арабов, около восьми тысяч гражданских евреев, живущих в поселениях заколючей проволокой, и солдаты в бронированных машинах. Проезд туда – на бронированных автобусах, плюс одна машина с пулеметом сзади и одна спереди. И по дороге – бетонные укрепления, хотя ехать всего пять километров. В общем, там весело и интересно. Был также в Шхеме (сто двадцать тысяч арабов и пятнадцать евреев), был и Хевроне (сто тысяч арабов и сто пятьдесят евреев), был и в других, менее известных местах. Ездили также на разные демонстрации против отдачи территорий – весело. Это часть моих развлечений, о которой, как мне кажется, стоило написать. Но в принципе, в свободное время я учусь. Телевизор не смотрел уже давно. Иногда слушаю радио или читаю газеты, но это редко. Пока там, где я нахожусь, мне хорошо. Сплю, ем, учусь на разных этажах одного и того же здания. Это почти центр Иерусалима – пятнадцать метров до Кнессета и пятьдесят метров до Стены Плача пешком. Тихо и спокойно. Жить можно. Насчет физики: Я особенно ею не увлекаюсь и сразу скажу, что на специальность "физика" поступать не собираюсь. Просто хотелось бы познакомиться с работами Эйнштейна по теории относительности, а еще больше – с их философским аспектом. И много книг мне не нужно. Выбери одну=две, самые основные и понятные (если такие есть), и если можешь – пришли. А вообще-то действительно нужная мне книга – новый энциклопедический словарь. Он большой, и вряд ли кто=то решитсяего взять, но ты спроси. <:> Я не хочу, чтобы мои близкие поехали туда. А если вы мне скажете, что, мол, на дворе двадцать первый век, все изменилось, и культура в Германии другая, то я скажу две вещи: во-первых, пятьдесят пять – шестьдесят лет назад Германия была самой развитой страной вмире. А во-вторых, я вижу, что происходит у нас тут, рядом, и как на это реагируют "культурные" страны! Я могу сказать, что если ты все-таки решишь приехать в Израиль, то обещаю, что вначале, первые четыре-пять лет, будет очень, очень трудно. Но я считаю, что выбора нет. А если ты решишь ехать в Штаты или Канаду, то, по моему мнению, это будет ненамного лучше. Вообще – это долгий разговор, и решать тебе. Я не хочу брать на себя ответственность за твой выбор. Просто прошу подумать, хорошо подумать и решить. В любом месте, куда бы ты ни попал, придется приложить колоссальные усилия, чтобы чего-то добиться или даже остаться человеком, а не превратиться черт знает во что! Где бы ты ни жил, чтобы не превратиться в мусорщика или уборщика (хотя и они неплохо зарабатывают), надо работать и работать над собой – один язык чего стоит! И всю жизнь надо учиться. Это также относится и к Косте: Перестань гулять!!! Сколько можно? Твоя ситуация хуже, чем у Эдика – ведь тебе, чтобы приехать и остаться здесь, надо будет целый год в поте лица учить иврит и еще несколько религиозных предметов. И не так, как вы это делаете в школе, а на серьезном уровне! Надо будет прочесть множество книг, уметь говорить и читать на иврите, а потом сдать экзамен. Поэтому я очень прошу – начни учиться уже там! Мечтать об Израиле можно много, но надо и что-то делать: одними мечтами не проживешь. И не надо рассчитывать на райские сады. Жизнь очень сложная штука, а точной инструкции по ее использованию еще не придумали. И еще – для мамы. Ты как-то сказала по телефону, что я самый умный из твоих детей, так вот – это неправда, умные у тебя все. Главное, прошу: не путай это с тем, что Костя называет "йешивой" и куда ходит (или ходил, – я не знаю). Здесь это все серьезно и на государственном уровне. Попытаюсь объяснить: в Израиле должность рава (раввина) – это государственная должность и приравнивается, по крайней мере, по зарплате, ко второй академической степени, но ведь прежде чем получить вторую степень, надо получить первую! Так вот, окончание йешивы, в которой я учусь, позволяет продолжить обучение дальше на должность раввина. Замечу, что пока я не собираюсь учиться на раввинскую должность, а просто получаю знания и навыки религиозного человека (40% населения Израиля – полностью религиозные люди, и еще около сорока – соблюдают заповеди частично). О продолжении учебы на академическую степень или на звание раввина (что вряд ли) буду думать уже после армии, тоесть через два с половиной года. Ко всему сказанному добавлю, что действительность, в которой я живу, совсем иная, чем вы себе представляете. Я понимаю: многое из того, что я написал, пугает, кажется непонятным и странным. Самое странное – это, наверное, слово "религиозный". Вы, скорее всего, представляете себе человека, похожего на харьковских раввинов: в черной шляпе, в черном кителе, с головой, забитой непонятными вещами и т.д., но это совсем не так.Здесь средний религиозный человек, и даже раввин, совершенно не похож на харьковских "черных" раввинов, а больше похож, наверное, на Исраэля Ткача из Сохнута, которого вы знаете. Посмотрите на мою фотографию: неплохо выгляжу,не правда ли?! Хотя вещи, которые мы изучаем, могутпоказаться странными (поэтому я их подробно не описываю), но я сам читаю книги по истории, философии итому подобное. Тут не дают никакой бумажки для работы по специальности (ну, разве что на последнем году обучения я пойду на преподавательские курсы), а дают только бумажку, позволяющую после окончания программы продолжить обучение в религиозном направлении. Посмотрим, так как после армии есть много вариантов, которые я не описал, например, Открытый университет (полузаочное-полудневное образование на академическую степень). Вариантов много, но главное сейчас для меня – окончить службу в армии, и я надеюсь, что все будет в порядке, как я задумал. А задумал я, как уже писал выше, отслужить в армии полтора года и затем решить, что буду делать. На мой выбор повлияют еще многие иные факторы, например, финансовый, жилищный, семейный, город, где буду учиться, и, самое главное, – желание. Мое желание чем-то заниматься! Это, наверное, самый важный фактор, и поэтому прошу вас не переживать, успокоиться и отказаться от стереотипа: детсад-школа-институт-работа: В жизни есть и другие пути. О себе скажу, что я хочу получить высшее образование и, параллельно, глубокое традиционное религиозное образование. Поэтому будьте спокойны. Все, что я делаю, – делаю обдуманно и серьезно, советуясь с людьми и проверяя различные возможности. Так что все будет хорошо. Я надеюсь, что вы что-то поняли, хотя я и понимаю – то, что я написал, это не все; и то, что написал, понять-то сложно. В будущих письмах я восполню пробелы, по крайней мере, постараюсь дополнить, а вы спрашивайте, что непонятно. <:> Как известно, полтора года назад я переехал из места, называемого "Махон Меир", в место, называемое йешиват-_есдер, в городе Кирьят-Арба. Это небольшой городок в сорока минутах езды на юг от Иерусалима, рядом с арабско-еврейским городом Хеврон. Население Кирьят-Арбы – около восьми тысяч человек. Здесь свежий горный воздух и сильные ветры: летом не очень жарко,зимой прохладно. Йешиват-_есдер – это учебная программа, сроком обычно на пять лет (для меня будет четыре года), которая включает обучение в йешиве и службу в армии. В ходе этой программы проходят три уровня: а) учеба до призыва (восемнадцать месяцев); б) призыв (шестнадцать месяцев); в) учеба после призыва (обычно двадцать четыре месяца, но у меня – двенадцать месяцев). Первый уровень – учебу до призыва – я закончил. Не буду углубляться в описание того, что я учил, так как мне кажется, что сделать это в рамках письма практически невозможно. Скажу только, что изучается здесь Талмуд, еврейская традиция, законы, история и прочее. Все это без принуждения, то есть существуют общие рамки обучения, и каждый выбирает то, что ему нравится, и учится, как ему нравится. Мне кажется, в Украине подобного нет, и потому сложно описать то, что у меня происходит. Я учился, читал и читаю книги на иврите, и так проходила большая часть дней. С финансовой точки зрения я благоустроен: два часа в неделю работал (мыл подъезд) и получал помощь от различных министерств (получаю и сейчас, и буду получать в дальнейшем). Живу в прекрасном, недавно построенном общежитии, за которым налажен постоянный технический уход, в общем, с этой стороны я устроен. Есть друзья – русскоязычный и израильтянин. Немного о быте. После переезда условия улучшились и даже очень. Живу я на деньги, которые, как новоприбывший, получаю для съема квартиры. Но квартиру не снимаю, а живу в здании общежития, которое в несколько раз лучше украинских гостиниц, и плачу символическую плату, хотя получаю жилье, питание и все, что нужно для нормальной жизни. Устроился вполне нормально и не жалуюсь. Есть, конечно, проблемы, но они мелкие и решаемые. Самая надоедливая – конечно же, недостаток денег, но я стал больше экономить и поэтому с бюджетом справляюсь. Перестал тратиться на всякую чепуху, на которую тратил по глупости, поэтому сейчас все стало на свои места, и на основные вещи хватает. Живу я в небольшом городе, который находится на так называемых территориях, "захваченных" Израилем после войны 1967 года, поэтому вокруг одни арабы. На карте город находится рядом с большим городом Хеврон (что на юге от Иерусалима), и называется он Кирьят-Арба. До Иерусалима тридцать-сорок минут, так что место это провинцией назвать трудно – полгорода работает в Иерусалиме. В общем, город полностью связан с Иерусалимом, а не с Хевроном (там одни арабы – сто тысяч). В общем, нормальное, тихое, спокойное место, все в полном порядке и жить можно. Я очень хочу учиться и получить высшее образование, вся проблема только – в какой области и какую профессию изучать. Вокруг меня почти восемьдесят процентов (если честно, я не считал) идут учиться на программистов и компьютерщиков. Но я этого, по крайней мере,сейчас, не хочу! Это не значит, что я не советую Эдику и Косте этим заняться, наоборот, сейчас самый надежный способ преуспеть в жизни – изучать компьютеры и все, что с ними связано. А я хочу изучать что-то другое, но что – еще не выбрал. И еще: надо знать английский язык, если не разговорный, то хотя бы для чтения специальной литературы в той области, которой собираешься заниматься. Без этого вообще невозможно учиться, да и работать – практически тоже. Мои друзья, которые учатся или работают, начиная с врачей и программистов и заканчивая юристами и историками, – все учат английский язык и слушают на нем лекции. Исходя из всего сказанного, думаю, можно представить, чем я буду заниматься весь тот год, который после освобождения из армии я обязан проучиться в йешиве. А свободное время посвящу английскому языку. Несколько вещей, о которых я вспомнил и хотел сказать: а) вы видите войну на экранах телевизоров, но не стоит за меня беспокоиться: я соблюдаю все меры предосторожности, несмотря на то, что опасность находится в стороне; б) учиться, учиться и еще раз учиться – так говорит невеликий Игаль (Игорь в прошлом). Без учебы счастье падает на голову только в русских сказках, бразильских сериалах и американских фильмах; в) дружите между собой, вместе всегда легче! С любовью, скучающий и жаждущий вас увидеть Игаль. 27.02.01 Махон Меир – йешива, находящаяся в Иерусалиме.

 

<:> Образ жизни, к которому я в последнее время порядком привык, приходится менять в связи с переходом на вторую ступень. Призываюсь в армию на службу на шестнадцать-семнадцать месяцев. По всей видимости, в технические войска: или в танковые, или в артиллерию. Два первых месяца будет курс молодого бойца, потом – курсы, потом тренировки и т.д., и так до конца службы. Главная моя просьба – не волноваться и особенно за меня не переживать.