755

Переселение в Эрец Исраэль учеников Виленского Гаона

July 17, 2004 Автор: Авраам Яари - No Comments

 


    Раби Элияу из Вильно, человек, казалось бы, кабинетный, считавший за грех оторваться от книги, любил Землю Израиля, предвидел ее скорое заселение и предсказывал восстановление еврейской государственности. Он хотел, чтобы его ученики были активными участниками этого процесса, и велел им переселиться в Святую Землю еще до начала великого освобождения, срок которого он определил исходя из предсказаний пророков и мудрецов Торы эпохи Талмуда.
   Расчетами и их обоснованием он поделился со своим выдающимся учеником раби Менахемом Менделем из Шклова, который впоследствии привел слова учителя в своей книге «Коль а-тор» («Воркование голубя»). Переселение в Эрец Исраэль учеников Виленского Гаона — одного из непримиримых противников хасидизма — заняло три года.

  Первый поток, во главе которого стоял раби Менахем Мендл из Шклова, прибыл в Эрец Исраэль в 1808 году. Первоначально «новые репатрианты» сделали попытку поселиться в Тверии, но ввиду того, что в городе уже существовала сильная и влиятельная хасидская община, переселились в Цфат, где проживала небольшая группа хасидов — выходцев с Волыни. «Литовские» переселенцы установили с ней отношения, которые сегодня назвали бы «холодный мир». Зато с евреями — выходцами из мусульманских стран (сфарадим), которые составляли основную часть еврейского населения города, — литваки стремились познакомиться поближе.

  Уже в первый год пребывания в Эрец Исраэль раби Менахем Мендл отправил в Литву особого посланника с просьбой о помощи. Благодаря поддержке выдающихся учеников Виленского Гаона раби Хаима из Во-ложина и раби Исраэля из Шклова миссия посланника увенчалась успехом, который нашел свое выражение не только в количестве собранных средств. Общение с человеком, прибывшим из Земли Израиля, вдохновило еще одну группу последователей Виленского Гаона и подвигло их присоединиться к молодой общине в Цфате.
   Вторая волна переселенцев прибыла в Эрец Исраэль в 1809 году. Во главе этой группы стоял один из выдающихся последователей Виленского Гаона раби Саадья, сын раби Натана. Вместе с ним прибыл и сын раби Менахема Мендла из Шклова раби Ноте.
   В конце этого же года берегов Святой Земли достигла еще одна группа, которой руководили еще два ученика Гаона — раби Хаим, сын раби Тувьи Каца, и раби Исраэль, сын раби Шмуэля из Шклова, приехавшие со своими семьями.
   В общей сложности община, обосновавшаяся в городе Цфат, состояла более чем из сорока семей (около ста пятидесяти человек), а к 1816 году она насчитывала примерно шестьсот человек.
   Именно в это время и произошел раскол, и раби Менахем Мендл из Шклова, передав руководство общиной в руки своего брата раби Исраэля, во главе небольшой группы последователей переехал в Иерусалим.
   В 1837 году, после землетрясения, постигшего Цфат, во время которого погибло более двух тысяч евреев и город практически был стерт с лица земли, рабби Исраэль из Шклова с остатками общины перебирается в Иерусалим. «Прах Земли Израиля» — так он подписывал свои книги и послания.
   Подводя итоги своей деятельности, в предисловии к книге «Пеат а-шулхан», раби Исраэль писал: «Я очень люблю Эрец Исраэль, потому что она досталась мне большими страданиями… И много страдал я, и много усилий приложил для восстановления поселений в ней. И много событий приключилось со мной со дня моего возвращения, и страх, и голод испытал я… И многие враги окружали меня, и многих я спасал и многим помогал. И Святой Земле, и людям ее служил я изо всех сил… И многих Торе обучал, и основы заселения Святой Земли снаружи и изнутри заложил…»

  В Иерусалиме небольшой дворик, приобретенный раби Менахемом Менделем из Шклова для своей малочисленной общины, превратился в целый район. Они обосновались достаточно прочно, чтобы по-братски принять беженцев из Цфата. Последователи Виленского Гаона стали ядром крупной еврейской общины в Иерусалиме, сложившейся в последующие годы. Именно выходцы из этой общины были первыми из тех, кто поселился вне стен Старого города. Рассчитывая исключительно на собственные силы, они начали отстраивать новые кварталы (позднее их начинание поддержали евреи диаспоры). Люди, основавшие первую в Земле Израиля еврейскую сельскохозяйственную колонию в Петах-Тикве, также были выходцами из этой общины.

 

 

Перевел Алон Лембрицкий
с любезного разрешения сайта www.daat.ac.il
Дополнил рав Зеев Мешков

Один из первых еврейских домов за пределами Старого
Города Йерушалаима, 1860 г.

 

Карта Эрец Исраэль, составленная
Виленским Гаоном