"За то, что ты не служил Б-гу Вс-сильному твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего, служить будешь врагу твоему, которого Б-г Вс-сильный нашлет на тебя в голоде, и в жажде, и в наготе, и в лишении всего…" (Дварим, 28:47-48). Это предложение не является единственным предсказанием бед, которые должны обрушиться на народ, если он будет уклоняться от соблюдения Б-жественного закона. Но в данном случае речь идет не о наказании за устранение от обязанностей, возложенных Вс-вышним на сынов Израиля, а об отношении людей к заповедям. Суровое предостережение обращено даже к тем людям, которые добросовестно соблюдают все законы Торы, но не испытывают радости при исполнении заповедей, а воспринимают их как тяжелое бремя. Почему же для Вс-вышнего недостаточно того, что человек подчиняется Его воле и четко придерживается закона? Как объяснить, почему за отсутствие радости определена столь суровая мера наказания, как изгнания народа из Земли, рабство, голод и жажда? Человек сотворен, чтобы вести диалог со Вс-вышним. Но только подобный понимает подобного и хотя сказано, что Адам был создан по Высшему образу, все прекрасные качества заложены в нас, как потенциал, а не даны нам, как безусловный дар. Подобие Тв-рцу раскрывается через исполнение заповедей. Тора неоднократно указывает, что каждая наша обязанность вытекает непосредственно из того, что так действовал Вс-вышний: "И сыны Израиля должны соблюдать субботу… потому что за шесть дней Б-г сделал небеса и землю, а в седьмой день устранился от работы и отдыхал" (Шмот, 31:16-17). "Будьте святы, потому, что свят Я Б-г Вс-сильный ваш" (Ваикра, 19:2). В трактате Сота (14а) разъясняется, что прийти проведать больного – это не просто доброе дело, но и заповедь, создающая подобие Вс-вышнему, ибо Он раскрылся Аврааму на третий день после обрезания, когда усилилась боль и наш праотец почувствовал слабость. Также и похоронить умершего человека – не только исполнение долга по отношению к тому, кто ушел из жизни, но и действие создающее подобие Вс-вышнему, Который Сам похоронил Моше, и ни один человек не знал, где могила великого пророка. Обязанность творить милосердие и оказывать помощь человеку, попавшему в тяжелое положение, вытекает из того, что Вс-вышний сшил одежды Адаму и Хаве, изгнанным из Ган Эден. Подобие создает духовную близость, а значит, в момент исполнения заповеди человек приближается к Тв-рцу, так как в духовных мирах расстояние измеряется не километрами, а степенью отличия разных сущностей друг от друга. Заповедь уважения к родителям не является исключением: ее цель также приблизить человека к Тв-рцу. И хотя нельзя сказать, что обязанность перед отцом и матерью вытекает из действий Всевышнего (ведь не существует силы, породившей Его), проявляя внимание к тем, кто привел его в мир и помогая им, человек призван не только исполнить свой долг, но и осознать, какую великую благодарность он должен испытывать к Тому, Кто даровал ему душу. Чувство истинной радости возникает, когда творение реализует заложенный в нем потенциал и исполняет то, ради чего оно было создано.Отсутствие радости в момент исполнения заповеди свидетельствует о том, что предписанное Торой действие или поведение лишены самого главного – искреннего стремления приблизиться к Тв-рцу. Если человек хочет остаться один и раскрытие Б-жественного Присутствия тяготит его – он лишает свое существование смысла! Этим объясняется суровость наказаний, предсказанных народу на тот случай, если люди утратят радость при соблюдении заповедей. Человек должен исполнять заповедь и тогда, когда грусть одолевает его и он не может справиться с собой. Но если изо дня в день на протяжении многих лет он повторяет предписанные Торой действия и они не добавляют ему радости, это лишает все его усилия смысла. Радость при исполнении заповедей – свидетельство постоянного приближения к духовному совершенству, которое раскрывается как обретение подобия и способность вести диалог с Тв-рцом: "Возрадуется сердце тех, кто ищет Б-га. Ищите Б-га постоянно… Просите, чтобы он открыл лицо Свое" (Диврей а-ямим 1, 16 8-36) Рав Яаков Ариэль
Главный раввин Рамат Ган