Недельная глава Ваишлах. Война и мир

Недельная глава Ваишлах. Война и мир

December 2, 2009 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Убедить или искоренить?

 

Праотцы стремились преобразовать человечество мирным путем, а Всевышний постоянно указывал им, что без борьбы со злом нельзя исправить ни людей, ни общество. Так Авраам, выйдя на войну с небольшим отрядом и поразив многочисленных врагов, которые увели в рабство его племянника, испугался, что поступил неправильно, и что убив многих людей ради спасения одного, он навсегда утратил возможность влиять на человечество, призывая его к высокой духовности и нравственности. Но Всевышний сказал ему: «Не бойся Аврам, Я – щит тебе, награда твоя велика» (Берешит 15:1). Эти слова Всевышнего стали обещанием защитить Авраама от тех, кто захочет отомстить ему за свое поражение, а так же и от всех тех, кто решит, что против праведника, действующего силой, можно также применить силу. Кроме того, Аврааму была обещана большая награда за то, что он проявил веру во Всевышнего, выступил против врага с немногочисленным отрядом и победил. Опасения Авраама за свою жизнь, за то, что его дело распространения добра и любви к людям в мире не будет успешным, оказались напрасными: окружающие народы стали ценить его еще больше, чем раньше. Так Шем, сын Ноаха, который до этого приносил жертвы за все человечество, обращаясь с молитвой, чтобы дурное желание было забрано у людей, после победы Авраама отказался продолжать быть защитником народов перед лицом Всевышнего и возложил обязанность быть священником и учителем поколения на Авраама (Берешит 14:18, см. Раши). А сам, решив, что одной молитвой не поможешь делу, и возглавлять народы должен тот, кто умеет искоренять зло, ушел в горы и посвятил себя учению, ставящему своей целью постижение Б-га.

 

Союз с победителем

 

После победы Авраама Всевышний заключил с ним союз и еще раз обещал ему землю и потомство: «И вывел его наружу, и сказал: «Вглядись в небеса и сочти звезды. Сможешь ли пересчитать их… Таково будет потомство твое…» И сказал ему: «Я Б-г, который вывел тебя из Ур Касдим, чтобы дать тебе эту землю» (Берешит 15: 5 – 8). Всевышний хотел сказать, что Он спас Авраама из огненной печи, чтобы тот завоевал землю Кнаан, уничтожил идолопоклонство и установил моральный закон. Это и означало «дать тебе эту землю»: обратить врагов в бегство, как во время «операции» по освобождению племянника, чтобы Авраам поражал их и отучил воевать и творить зло. Но Авраам понял слова Всевышнего по-своему: «Как я узнаю, что унаследую ее?» – спросил он. И из его вопроса видно, что он собирался получить землю Кнаан в наследство мирным путем: жители поймут его и подчинятся ему, признав истинность его учения. И Авраам, даже после того, как получил заверение Всевышнего «Я – щит тебе, награда твоя велика», не захотел объявить себя правителем земли и потребовать от народов Кнаана, чтобы они начали исполнять морально-нравственный закон, обязательный для сыновей Ноаха. Авраам продолжал чувствовать себя зависимым от окружающих. Он заключил союз с Авимелехом, царем Грара (Берешит 21:27), и склонился перед сыновьями Хетта (Берешит 23:12), умоляя их продать ему участок на той земле, которая целиком была отдана ему Всевышним.

 

Слово об Аврааме

 

Это не значит, что Авраам не справился с возложенной на него миссией. Он заложил основы исправления мира так, как умел, и сделал то, что, кроме него, не мог сделать ни один человек за всю историю человечества. Он один стоял против всего мира, распространял знания о Б-ге среди идолопоклонников, и в мире, где господствовала жестокость и ненависть, учил людей любить друг друга. Но подняться на еще более высокую ступень веры, на которую призывал его подняться Всевышний, он не смог. И нет ни у кого права осуждать его, а лишь следует сделать вывод, что от сыновей Израиля, многочисленных как звезды и проживающих на своей земле, Всевышний ожидает твердости и настойчивости, и готов помогать им, если они будут отстаивать принципы веры и настоящей, неподдельной, любви к человеку, борясь со злом, а не заключая с ним мир. Ицхак также не хотел вступать в конфликт с окружающими народами. Он хотел, чтобы его старший сын Эсав стал царем земли и заставил ее жителей отказаться от идолопоклонства. Ицхак полагал, что только сильный и хитрый человек способен управлять людьми, а такой человек, как Яаков, должен сохранить свой духовный мир в чистоте и обращаться ко Всевышнему с молитвой.

 

Путь от Яакова к Исраэлю

 

Однако Всевышний сделал так, что благословения достались Яакову, а вместе с ними его потомки получили и право и силы быть правителями земли. Всевышний наделил Яакова не только светлой душой, но и физическими силами. Но Яаков не обрел решительности, не обрел понимания, что у него есть и право и обязанность силой искоренять зло. Возвращаясь в землю Кнаан после двадцати лет пребывания в Харане у Лавана, «убоялся Яаков очень, и почувствовал, что он в беде» (Берешит 32:8). А Раши пояснил: «Испугался, что будет убит, и почувствовал, что он в беде, когда понял, что, возможно, ему придется убивать других». И это несмотря на то, что ему сказали: «и вот (Эсав) идет навстречу тебе, и четыреста человек с ним» (Берешит 32:7). Т.е. Яаков боялся применить дарованную ему Всевышним силу, чтобы обратить в бегство четыреста разбойников, так как опасался не только за свою жизнь, но и за то, что он в сражении со злодеями, пришедшими убить его, «зашибет» кого-то из них насмерть! И поэтому он не захотел вступать с ними в прямое столкновение, послал подарки, чтобы откупиться, молился о спасении и разбил свой стан на два лагеря, чтобы хотя бы один из них мог спастись. Но противостоять противнику не собирался!

 

Борьба с ангелом

 

Всевышний вынудил его вступить в войну и проявить свою способность бороться со злом: когда ночью Яаков остался один, Всевышний превратил ангела в материальную силу и тот напал на Яакова, начав с ним борьбу, как на духовном, так и на физическом уровне. «У тебя есть силы противостоять врагу в физическом мире» – хотел сказать ему Всевышний, наделив ангела материальной оболочкой. Ночной враг – сила Эсава (всякому творению дается сила через ангела, и особой силой был наделен брат Яакова, от которого должен был произойти народ, способный завоевать весь мир), он же, этот ангел, – духовная сила, сила дурного начала, которое коренится в самом Яакове. И для того, чтобы победить Эсава, Яаков вел борьбу и с самим собой, с недостатками Эсава, которые были присущи и ему. Но каково же это дурное начало? Нежелание бороться и воевать! На первый взгляд такой вывод представляется странным: ведь благословение Эсава «Мечом твоим будешь жить», и он готов проливать кровь реками. Вот именно, проливать кровь – удовольствие для Эсава… Но если он оказывается слабее, то тут же начинает говорить о мире, о мире, который он нарушит, когда наберет силы. Мир – оружие Эсава. На это указывает то, что гематрия его имени (сумма числовых значений букв, входящих в имя) соответствует гематрии слова «Шалом»! Не будь таким, как Эсав, не отступай от принципов, даже, когда ты слаб, и Всевышний поможет тебе, не играй в мир с врагом, который ненавидит тебя, не верь в лживый мир – эти правила Яаков должен был записать на сердце своем, чтобы победить ангела Эсава на духовном уровне и завершить свою победу в материальном мире. Только когда он преодолел в себе нежелание бороться со злом, отстаивать свои идеалы, не поддаваться соблазну заключить мир со злодеями, которые, чувствуя свою слабость, протягивают руку, когда он победил ангела Эсава, то получил благословение и высокое имя Исраэль. При этом ему было сказано, что он исправил свой недостаток и высокое имя было дано ему только после того, как «боролся ты с ангелами и с людьми и победил» (Берешит 32:28). Надо отметить, что, ангел, почувствовав, что Яаков одолевает его, попросил о пощаде, умолял отпустить его, а Яков не согласился, пока тот не исполнит волю победителя: благословит его (Берешит 32:27). И в проявленной им твердости также было преодоление и своего дурного начала, и сил Эсава.

 

Народ, боровшийся и победивший

 

Исраэль – так должен называться народ, который произойдет от Яакова: «боровшийся и победивший». Правда, победа была одержана пока только над ангелом, но не над людьми. Победа над людьми – лишь предсказание будущего. И поэтому Всевышний еще не поставил печать под благословением ангела, произнесшего имя Исраэль. Яакову предстояло заслужить своими будущими победами благословение не только от ангела, но и из уст Всевышнего. Но наутро, после борьбы с ангелом, Яаков встретился с самим Эсавом и поклонился ему (Берешит 33:3)! Он не считал себя готовым противостоять и брату, и всем окружающим народам. Затем он пришел к городу Шхем и расположился возле него, надеясь, что постепенно ему удастся познакомить его жителей с моральным законом и убедить их соблюдать его. Однако похищение Дины смешало все его планы. А нападение Леви и Шимона на город, и убийство всего его мужского населения, чтобы отомстить за сестру, не оставило никакой возможности оказать влияние на местное население, чтобы оторвать его от идолопоклонства. Но только после мести братьев за насилие над сестрой, показавшее, что сыновья Яакова умеют постоять за свою честь, и никому не позволено позорить их, Всевышний утвердил имя Исраэль, сказав Яакову в Бейт Эле, где тот принес жертвы: «Именем твоим «Яаков» ты больше не будешь называться, а (будут звать тебя) только Исраэль» (Берешит 35:10). Если Яаков – это имя праотца, то Исраэль – имя всего народа. И Всевышний подтвердил это имя только после мести жителям Шхем. Если у народа нет желания или достаточной смелости, чтобы отстаивать свои идеи и принципы, он не может существовать.

 

Жила забывания

 

Рабство, которое не позволяет исполнить свое предназначение, равносильно отсутствию существования. Об этом напоминает заповедь, запрещающая употреблять жилу, проходящую в задних ногах животного, которую называют «гид а-наше». Такую жилу повредил ангел Яакову в ночной борьбе с ним. Он мог это сделать только потому, что нашел у нашего праотца недостаток, нежелание или неумение до конца устранить дурное начало. Каков же этот недостаток? Это можно определить из названия самой жилы: наше означает забывание. Забывание своей миссии, своего предназначения исправить мир приводит к недостатку веру в то, что Всевышний всегда поможет своим сыновьям и приводит к заключению мира со злодеями. Не забывай, что нельзя есть жилу, которая соответствует силе забывания!