«И поселился Яаков в стране пребывания отца своего, в земле Кнаан…» (Берешит, 37:1)
Ицхак жил в Хевроне, и там же обосновался Яаков. Его матери уже не было в живых: она умерла до того, как он добрался до дома отца. Умерла и его жена Рахель – при родах Биньямина.
Одиннадцать лет Яаков провел возле отца и, казалось бы, мог найти успокоение от всех бед, выпавших на его долю в Падан Араме и по дороге домой. Но этого не случилось: не было мира в его семье – Йосеф, которому к этому моменту исполнилось семнадцать лет, уже много лет сторонился сыновей Леи: Рэувэна, Шимона, Леви, Йеуды, Иссахара и Звулуна, а пас скот с Даном, Гадом, Ашером и Нафтали, сыновьями Билъы и Зилпы. Но и с ними у него были не идеальные отношения. Единственным, с кем он дружил, – был его младший брат Биньямин, которому к тому времени исполнилось одиннадцать лет.
Яаков переживал из-за происходившего в семье. Но он даже не знал, о чем думают сыновья Леи, так как они отдалились от него. И он, боясь, что они совершат еще один необдуманный поступок, попросил Йосефа рассказывать об их делах. И Йосефу – из-за того, что сыновья Леи не подпускали его близко к себе, а сыновья Билъы и Зилпы не очень-то откровенничали с ним, – пришлось расспрашивать местных пастухов. А те уверяли, что, братья, когда уходят со скотом, едят запрещенную пищу, пристают к женщинам, которые встречаются им, и постоянно ссорятся друг с другом. И Йосеф пересказывал все это отцу. Он не подумал о том, люди, не любившие сыновей Яакова, убивших жителей Шхема, не расскажут о них ничего хорошего. И об этом сказано: «И доводил Йосеф плохие слухи о них до отца их» (Берешит, 37:2).
Яаков не верил слухам, но, считая, что не бывает дыма без огня, допускал, что не все в порядке с его сыновьями. И поскольку те все больше отдалялись от него, он решил передать Йосефу «все то, что выучил у Шема и Эвера, когда четырнадцать лет скрывался у них» (Раши).
Что же Яаков мог выучить у Шема и Эвера? Именно Шем, который был пророком, сказал Ривке перед рождением Эсава и Яакова: «Два народа в тебе и две нации (как только выйдут из тебя) – разойдутся; и народ от народа будет укрепляться, и старший будет служить младшему» (Берешит, 25:23). И когда к нему пришел Яаков, Шем сказал, что он и есть тот младший сын Ривки. И Яаков понял, что благословение было дано ему еще до рождения. И еще он понял, что имеет право передать благословение своим сыновьям, так как оно принадлежит ему изначально, а не получено обманом, в борьбе с людьми или ангелом.
И вот, когда пришло время благословить сыновей, Яаков передал все силы, которыми наделил его Всевышний, Йосефу. «И сделал ему полосатую рубашку…» (Берешит, 37:3).
Он как бы хотел сказать сыновьям: «Смотрите! Тот, кто с отцом, удостоился благословения». Он думал, что сыновья не захотят лишиться благословения и придут к нему. Рубашка Йосефа была многоцветной, и это должно было свидетельствовать о том, что Яаков даст каждому из братьев то благословение, которое подходит ему. И сила каждого из них соединится с силами всех остальных. Но результат был прямо противоположный: «И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его, и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно» (Берешит, 37:4).
Когда же Йосеф начал пересказывать братьям свои сны о снопах, которые склонились перед его снопом, и об одиннадцати звездах и солнце и луне, которые поклонились ему, сыновья Яакова решили, что отец передал все благословения Йосефу и обещал ему, что он будет повелевать братьями. Тогда они оставили дом отца и ушли пасти скот в Шхем, решив не возвращаться, пока отец не позовет их.
То, что они отправились со скотом в Шхем, позволяет понять, в чем заключался конфликт, возникший в семье Яакова. отец упрекал сыновей за убийство всех жителей Шхема, а они – отца за то, что он был готов оставить Дину в руках ее похитителей. Яаков сожалел о нападении, которое, сделав его «отвратительным в глазах жителей Кнаана» (Раши), уничтожило возможность приблизить их к вере в единого Бога и помочь им установить справедливый закон. А братья не могли понять, почему отец отказывается захватить власть силой и установить в стране порядок, соответствующий законам Торы. Ведь не напрасно же Всевышний дал отцу сверхъестественную силу, столь большую, что он смог победить ангела. Ведь не напрасно эта сила передалась и им: и Шимон, которому было в момент нападения на Шхем двенадцать лет, и Леви, которому было одиннадцать лет, убили всех жителей города, и их братьям осталось только забрать добычу. Они не понимали, почему Йосеф, которому было шесть лет, не присоединился к своим братьям, хотя Звулун, который был только на год старше его, принял участие в нападении на город.
Теперь, отправляясь в Шхем, братья хотели показать отцу, что никто не посмеет напасть на них. И это будет означать, что Всевышний наделил их силой утверждать справедливость в земле Кнаан и наказывать тех, кто совершает преступления.
Они ушли и не посылали отцу никаких известий. Они собирались поступать по-своему и завладеть землей Кнаан. Поэтому из Шхема они перешли в плодородную долину Дотан, чтобы проверить, захочет ли кто-то выйти против них за то, что они вторглись в чужие владения. И Яаков, волнуясь за благополучие сыновей, послал к ним Йосефа со словами примирения.
Братья помнили, что Йосеф не вышел с ними на войну, предпочтя оставить Дину в плену. Они знали, что он так же, как и отец, считает, что только миром можно исправить ситуацию и приблизить народы к Богу. Он мечтал о будущем и видел в своих снах, что земля даст благословение, и когда это благословение распространится на все народы, они покорятся сыновьям Израиля. А братья, рисковавшие жизнью ради спасения Дины, полагали, что тот, кто оставил сестру в беде, сам заслуживает оказаться в руках чужого народа.
Ни Йосеф, ни его братья не смогли понять, что все пути совмещаются. Есть путь исправления мира в борьбе со злом, и есть путь исправления мира путем благословений. Шимон и Леви забыли о том, что, несмотря на свое несогласие с ними, Яаков и Йосеф молились за них, и, если бы не их молитва, нападение на Шхем не было бы успешным, как сказал Яаков, благословляя Йосефа: «И я отдаю тебе Шхем… который захватил у народа эмори мечом своим и луком своим» (Берешит, 9:13). Раши поясняет: «Молитвой своей и просьбами, обращенными к Всевышнему». В самом деле, не было у Яакова ни меча, ни лука, победы мечом и луком добились Шимон и Леви, потому что Яаков молился за них. А если бы все молились и все вместе выходили на войну, действительно можно было бы исправить мир и привнести в него благословение.
Лея, которая поддерживала своих сыновей, даже не могла предположить, что конфликт закончится тем, что ее дети поднимут руку на Йосефа. Когда Йеуда принес Яакову окровавленную рубашку и сказал, что Йосефа разодрало дикое животное, Лея не поверила этому рассказу. Она была уверена, что Йеуда убил Йосефа. Переживания привели ее к смерти. Она умерла в Хевроне в возрасте сорока пяти лет (Агра).