1106

Недельная глава Шофтим. Гора, поле и дом

September 10, 2005 Автор: рав Гилель Гефен - No Comments

 «И не ставь себе памятников, которые ненавидит Всевышний, Б-г твой», – сказано в нашей недельной главе (Дварим 16:22). Тора сообщает нам, однако, что праотцы устанавливали «столбы» – каменные памятники – для служения Творцу. Когда Яаков ночевал в Бейт-Эле по дороге к Лавану, наутро он «взял камень, что сделал своим изголовьем, и поставил его памятником, и возлил масло на его вершину» (Берейшит 28:18). По возвращению Яакова из Падан-Арам, после того, что произошло с Диной возле Шхема, он возвращается в Бейт-Эль, и мы вновь читаем: «И воздвиг Яаков памятник каменный на месте, где Он говорил с ним, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и полил на него масло» (Дварим 35:14). Почему же в главе Шофтим говорится о том, что Всевышний запрещает устанавливать каменные памятники? Тора не ограничивается простой констатацией факта, что устанавливать столбы запрещено – она добавляет, что Всевышний «ненавидит» подобные памятники!

 

Столкнувшись с этой проблемой, Ибн Эзра написал в своем комментарии, что запрет относится только к сооружению столбов для служения идолам, однако на памятник, сооруженный во имя Небес, запрет не распространяется.

 

Раши, однако, полагал, что запрет относится к любому памятнику, даже к тому, который предназначен для жертвоприношений во имя Небес. Ввиду этого он пишет: «И хотя было служение это желанно в дни праотцов, сейчас оно ненавистно». Раши также определяет, чем «памятник» отличается от «жертвенника», и почему именно «памятник», столб, который был желанен Творцу в дни праотцов, сделался Ему ненавистен. Он пишет, что памятник – это отдельно стоящий камень, на котором приносятся жертвоприношения. Ханаанеи пользовались именно такими постаментами для служения идолам, и поэтому они сделались ненавистны Творцу. Это причина, по которой Тора повелела нам приносить жертвы именно на жертвеннике из камней (многих) или на земляном жертвеннике.

 

Рамбану (Нахманиду) казался непонятным комментарий Раши – ведь жители Кнаана также пользовались жертвенниками, судя по написанному в главе Рээ (Дварим 12:3): «И разбейте жертвенники их, и сокрушите столбы их»! Поэтому Рамбан предлагает понимать Раши так: у народов Кнаана были и жертвенники, и каменные столбы, но столбами они пользовались чаще. Рамбан предлагает и иной вариант понимания: памятник – это один камень, предназначенный для ритуальных возлияний вина и масла; жертвенник же, сделанный из многих камней, служил для принесения в жертву животных. Жители Кнаана пользовались и тем, и другим; Тора же не запретила жертвенник, ибо жертвенник необходим для принесения жертв, заповеданных самой Торой.

 

Рав Кук в книге «Игрот Реэйя» объясняет подобную «ненависть к каменным памятникам» в свете слов Рамбама, который пишет, что памятник – это сооружение, вокруг которого все собираются для служения. Подобная форма служения была желанна Творцу в дни праотцов, когда еще не было четкого различия между народами и Авраам призывал людей всего мира обратить свои сердца к имени Всевышнего. Таков был путь Авраама – приучать все народы мира к мысли, что в мире есть Господин и Хозяин: «И установил шатер в Беэр-Шеве, где призывал имя Б-га, Владыки Вселенной» (Берейшит 21:33). Этот путь соответствует характеру каменного столба – места, вокруг которого собираются для служения все народы, без различия.

 

Однако в дни сыновей, когда уже существовал отделенный, избранный народ, который получил Тору и заповеди с подробными наставлениями Всевышнего о том, как именно Ему следует служить, – в эти дни служение Творцу должно происходить «в Доме». У дома есть ограда, стены, и в дом заходят только те, кто достоин войти. Уровень того служения, которое осуществляют они, несоизмеримо выше.

 

Все это предвидел праотец наш Яаков, когда говорил: «А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Всесильного», – то есть не памятником, у которого собираются для служения все, кто пожелает, а домом, окруженным стенами, предназначенным для служения тех, кто достоин. Об этот сказали Мудрецы наши в Талмуде (трактат Псахим, 88): «Почему написано: «И придут многие народы, и скажут: пойдем, взойдем на гору Господа, в дом Б-га Яакова» (Йешаягу 2:3)? Не как Авраам, называвший это место горой, и не как Ицхак, называвший это место полем, – но как Яаков, назвавший его домом» . Гора – это место высокое и выделяющееся, к которому можно прийти со всех сторон, и таков был путь праотца Авраама, призывавшего к Имени Творца приходящих со всех концов земли. У поля уже есть границы, оно имеет ограниченную ширину. Дом же окружен стенами, и только достойный войти туда может попасть внутрь.

 

Можно сказать, что в этом и заключается разница между столбом и жертвенником. Столб (памятник) – это один камень, и он подходит для глобального призыва к миру – поведать всем народам, что во Вселенной существует Господин. Жертвенник же сооружается из многих камней, и он подходит для того народа, который получил подробную Б-жественную инструкцию, и все стороны жизни которого освящены высшим светом Торы и заповедей.

 

Перевод – Элиезер (Макс) Лесовой