187

Недельная глава Шмот: Рождение Моше

December 28, 2002 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Рождение человека… Оно как сотворение мира. А до сотворения мира бесконечный свет озарял сам себя и плескался в себе, пока не возникло желание дать счастье кому-то. И когда была поставлена первая точка, он рванулся в нее, но не вошел сразу, а окружил светящимся облаком. Оно давило на точку и требовало, чтобы та впустила свет. Однако границы "черной дыры" оставались незыблемыми. Так и человек. В момент рождения он становится самостоятельным материальным объектом, и ему дается свет, поддерживающий его существование, или, иными словами, душа. Часть света проникает в тело, а часть – окружает его, т.е. с самого начала он разделяется на внутренние потоки и внешние оболочки, окружающие материю. Внутренние потоки превращаются в жизненные силы и энергию. Свет, окружающий человека, в меньшей степени подверженный ограничениям, влечет людей к познанию бесконечного, к тому, что выходит за рамки материальных понятий. С рождением Моше душа нашла новые пути проявления в мире – часть света стала не постепенно пробиваться снаружи в глубину материи, а пронизала ее сразу. Если бы каждый человек мог увидеть эти неожиданно раскрывшиеся силы, ему показалось бы, что свет течет изнутри материи. Сердце человека способно изменить мир. И это сердце Моше. С его рождением раскрылся новый свет, изменилось течение времени и порядок всех мировых процессов. Новый свет, воспринимаемый сердцем, но не видимый глазом, стал пробиваться из глубин атома, что ознаменовало начало новой эпохи, когда духовность превращает материю из силы скрытия в средство живого ощущения присутствия Творца. Египтяне поклонялись порядку, его поддержание было священной обязанностью, а нарушение – преступлением против верховного божества Ра. Бесконечные писцы, учитывавшие каждый камень и зернышко, проходили по всему Египту. По строго пирамидальной структуре выстраивались не только усыпальницы фараонов, но и само общество. Возводить, класть одно на другое – в этом смысл жизни человека. Зачем? Так угодно верховному божеству Ра, проплывающему на своей ладье по небу. Ра управляет солнцем, никогда не изменяющим свой путь и вовремя дающим нужное тепло и разлив Нила, а любое изменение порядка – губительно, и всякий, кто пытается нарушить привычный ход вещей и извечную иерархию, – преступник. И вдруг свет пошел из глубин материи. Это изменило порядок отсчета времени: луна – символ света, прорывающегося из темноты – сменила солнце на должности точки начала отсчета. Да, сама темнота может стать светом, если только достичь правильного восприятия мира: «И ночь – свет для меня, и все одно – что темнота, что свет» (Тегилим, 139) – сказал Адам, который до греха пользовался тем же светом, который раскрылся в Моше. С его рождением началось исправление греха первого человека. Когда Адам, через 130 лет после совершения своей ошибки, смог осознать ее в полной мере, у него родился Шет – «ребенок по Образу и Подобию» – тот, кто способен соединить миры, конечное и бесконечное. После 130 лет пребывания в Египте родился Моше. У народов мира день начинается с утра, потому что им неведом свет темноты. Всевышний приказал отсчитывать день с вечера, потому что прежде, чем рождается свет солнца, приходит свет из темноты. И даже если еврей не воспринимает его – с момента рождения Моше, связывающего все души еврейского народа, он входит в жизнь каждого из сыновей Израиля. В трактате Псахим сказано: «В момент сияния четырнадцатого числа». Под словом «сияние» имеется в виду наступление темноты – окончание 13-го и начало 14-го числа. Ни в одном другом трактате нет таких загадок, ибо только рассказ о законах праздника освобождения и исхода из Египта требует назвать темноту светом. Само название «Песах» указывает на изменение порядка – «перешагивание». Кто перешагнул? Творец. Но что значит «перешагнул»? Был там, а теперь Он здесь. Перешагнув через вселенную, спустился с Небес на землю и посылает свой свет из глубин каждого атома и каждого еврейского сердца.

Древний Египет

Для злодеев раскрытие света снизу, из глубин материи, – конец. Не на жизнь, а на смерть они будут бороться, чтобы не дать Б-жественному Присутствию раскрыться через материальный мир на уровне чувств и ощущений человека. Они признают Б-га, сотворившего мир, но никогда не признают Б-га, присутствие Которого воспринимается непосредственно душой и органами чувств. Всевышний пройдет по Египту, держа за руку ангела смерти. Он дарует новую жизнь евреям, подобную рождению, и одновременно поразит египтян. Новый свет – жизнь для одних и смерть для других. Жизнь – для тех, кто признает повсеместное Б-жественное Присутствие, и смерть – для тех, кто верит, что человек погружен в материю и всегда может найти сферы, закрытые для Присутствия Творца. Когда Всевышний впервые говорит с Моше, Он говорит с ним из «сердца огня». Освобождение из Египта началось из сердца фараона, которым он воспринял посланные ему сны. Он был поражен показанными ему образами, в которых раскрывалась идея присутствия бесконечного света в материальном мире. Голос, звучащий из сердца Моше, – спасение для евреев. Б-жественное начало, раскрывающееся через сердце фараона, – гибель для Египта.

Маленький Моше
во дворце фараона