969

Недельная глава Ки Тиса. Союз-свидетельство-святость

February 26, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Заповедь приготовить специальный ковчег для хранения скрижалей вытекает из предложения «И сделайте ковчег из деревьев шитим (предположительно, акации). И положишь в ковчег свидетельство, которое Я дам тебе» (Шмот, 25:10, 16).

Скрижали называются «свидетельство», так как их существование подтверждает, что с горы Синай звучал голос Всевышнего и Моше поднимался на ее вершину. Отсюда происходит и название «Арон эдут» («Ковчег свидетельства»).

Дарование Торы создало связь между Б-гом и народом в целом, а также с каждым евреем, которая называется «союз». Отсюда и другое название – «Арон а-брит» («Ковчег союза»). Слово «брит» всегда указывает на готовность Всевышнего защитить народ, достигший высокого духовного уровня, даже если для этого придется нарушить законы природы.

Наиболее часто встречающееся название – «Арон а-кодеш» («Священное хранилище для свитка»). Это название указывает на то, что святость Торы и скрижалей распространяется и на предмет, в котором они хранятся.

Арон был сделан в пустыне искусным мастером Бецалелем сразу же после того, как Моше спустился с горы Синай со вторыми скрижалями.

Многие из ранних галахических авторитетов не включали эту заповедь в перечень основных заповедей. Возможно, из-за того, что она входит в общее повеление о возведении Мишкана (переносного Храма), или из-за того, что эта заповедь не распространяется на все поколения: нам не потребуется делать еще один Арон а-кодеш, так как он был спрятан в недрах Храмовой горы и должен быть найден в будущем. Даже царь Шломо, изготовивший все предметы для служения в Храме заново, не изготовил новый Ковчег, а воспользовался тем, который стоял в Мишкане во времена Моше.

Заповедь создания Арон а-кодеш распространялась на всех сыновей Израиля, ибо сказано: «И сделайте арон». Все – чтобы удостоится знаний Торы – должны были принять участие в его создании: либо пожертвованием, либо помогая Бецалелю.

Арон а-кодеш располагался в Святая Святых. Он стоял так, что его более длинная часть была ориентирована по линии север-юг, т.е. по ширине здания Храма. В отличие от него у других предметов (меноры и стола для хлебов в первом помещении Храма, отделенном от Святая Святых завесой) более длинная часть была ориентирована по линии восток-запад, по длине самого здания.

В Святая Святых был камень, который называли «основа мира», и Арон располагался на нем. Говорят, что он стоял в Святая Святых чудом: от его стенки до стены Храма было десять амот, и от другой его стенки до другой стены Храма было десять амот, в то время как ширина Святая Святых была всего двадцать амот. Получается, что Арон а-кодеш не занимал места.

После разрушения переносного Храма в Шило Арон а-кодеш не был возвращен в Святая Святых. Двадцать лет он находился в Кирьят Йеарим, и тридцать семь лет – в городе Цийон (в самой древней части Йерушалаима). Все остальные годы переносной Храм стоял в Нове и в Гивон, пока царь Шломо не перенес его в построенный им Храм.

В то время, когда Арон а-кодеш не стоит на своем месте: его выносят, чтобы идти на войну, – для всего Израиле запрещены супружеские отношения из-за святости Ковчега (Эрувин, 63б).

Арон а-кодеш был сделан из дерева шитим и покрыт золотом снаружи и изнутри. Покрытие было сделано как два золотых ящика – один вставлялся внутрь деревянного ящика, а другой закрывал его снаружи. Золотой выступающий бортик по верхнему краю внутреннего ящика закрывал толщину деревянного сосуда. Покрытие Арона светилось, и в Йом Кипур первосвященник заходил в Святая Святых благодаря его свету (Талмуд Йерушалми, Йома, 5:3).      

По материалам Талмудической энциклопедии