В этой главе приводится подробное описание стана евреев и расположение колен вокруг переносного Храма.
Воздвигнув переносной Храм, сыновья Израиля получили ответ на вопрос: «Есть ли Всевышний среди нас?», который они задавали на стоянке в Рефидим, незадолго до Синайского откровения.
Когда Мишкан был закончен, он неожиданно преобразовал своих создателей, сыновей Израиля, так, что они стали единым целым с ним.
Самое главное, что создает человек исполнением заповеди, – это он сам. Народ строит жилище Всевышнему и неожиданно сам становится тем, через кого проявляется Шхина – Б-жественное присутствие. Шломо, построивший дворец Властелину мира, становится тем, через кого проявляется власть Всевышнего над ангелами, людьми и животными.
Единство Дающего и воспринимающего… Так же как музыка не существует, если ее никто не воспринимает, так же как запах не может быть приятным отвлеченно, а не для кого-то конкретно, как красота не рождается прежде, чем кто-то ее осознает, – так же невозможно говорить о Присутствии Всевышнего, о Его раскрытии в мире, пока оно никем не воспринимается. Созданный в первый день творения и скрытый Всевышним свет пронизывает весь мир, но если его никто не воспринимает – он не существует в нашем мире.
Расположение колен Израиля на стоянке и движение в переходах отражало это единство Дающего и воспринимающего, когда своим восприятием тот, кто принимает духовный дар, создает вместилище для света в этом мире, раскрывая при этом в себе подобие свечения. Стяги, развивавшиеся над каждым станом, указывали на путь восприятия Шхины каждым из колен и на путь распространения восприятия Всевышнего во всем мире.
Такое единство Шхины и тех, кто ее воспринимает, не может разрушить ни один дурной глаз и ни один дурной язык. «Как прекрасны шатры твои, Яаков, Мишканы (жилища) твои, Израиль!» – воскликнул Билъам, злейший враг сыновей Израиля, при виде стана, в центре которого стоял переносной Храм.
Иудаизм отличается от всех религиозных и философских систем тем, что он утверждает, что есть прямая и непосредственная связь между человеком и Всевышним, и раскрывает эту связь в реальной жизни. Это звучит привычно лишь потому, что мы живем в мире, подвергшемся сильнейшему влиянию Торы. Это влияние далеко не всегда воспринималось народами мира правильно. Часто искажения приводили к разрушительным последствиям, но идеи Торы, как ось, проткнули земной шар и заставили его вращаться вокруг себя. Понятия уважения к человеку и его правам, суд и справедливость, идея преобразования мира с приходом Машиаха – со всем этим не были знакомы древние народы.
Корень проблем древнего мира в том, что он не мог решить вопрос о том, как человек соотносится с Творцом. Человек оставался сам по себе, лишенным святости, цели, развития и исторического процесса. Божество в мифах и эпосах оставалось само по себе, чуждое всему, что случайно возникло после него. Древняя Греция видела лишь противоречие между конечным и бесконечным. Мифы Древней Греции рассказывают о том, что время – божество, представляющее более изначальную сущность – пожирает свои порождения; порождения праматерии – гиганты бунтуют против тех, кто является для них причиной существования. Древневавилонский эпос описывает борьбу молодого божества Мардука с изначальной бездной, на которую он умудряется набросить сеть и расколоть своим мощным кулаком. Изначальное не соединяется с более поздним по времени, более общее – вступает в конфликт с частным. Философия античной Греции, столкнувшись с той же проблемой, ввела понятие бесконечных промежуточных звеньев, представив их как ангелов, которые порождают ангелов (и так – до бесконечности), или как поток воды,непрерывно изменяющийся, или как тени, отброшенные костром на стены пещеры. Но ни один народ не осмелился приписать своим идолам слова, подобные тем, которые сказал Всевышний народу Израиля: «И буду вам Б-гом и буду ходить среди вас». Или: «Постройте Мне Мишкан – Храм, и буду пребывать среди вас».
Религии, возникшие после распространения Торы и под ее влиянием, также оказались не в состоянии найти связь «Творец – творение». Христианство попросту решило втиснуть бесконечное в конечное, не позаботившись расширить рамки, и тем самым породило массу чудовищ. Ислам вновь декларировал ничтожность человека, бессмысленность жизни и отсутствие в ней святости.
Человечество не в состоянии решить эту проблему в одиночку. Ее решение называется «союз». Союз установлен Всевышним с теми, кто оказался в состоянии осознать связь