В День Независимости принято гулять по родной независимой стране, проводить уроки на природе. Экскурсию, посвященную Дню Независимости, сегодня я хочу провести… по толковому словарю нашего родного независимого языка иврит.
Итак, ацмаут. Как много в этом слове… Начнем с того, что понятие это в европейских языках (в том числе в русском) выражается через отрицание: не-зависимость. В иврите – это самостоятельное, положительное понятие. Понятие, за которым стоит история, философия и даже пророчества.
Но – по порядку. Само слово ацмаут относительно новое в иврите. Оно появляется впервые только в ранних средневековых респонсах. Но сам корень, от которого его образовали ранние кодификаторы, аин-цади-мэм, в иврите занимает очень существенное положение. В Торе слова с этим корнем можно распределить на три группы в соответствии с их значением: 1) слова со значением "мощь, сила". Например: הִנֵּה עַם בְּנֵי יִשְׂרָאֵל רַב וְעָצוּם מִמֶּנּוּ – "Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас" (Шмот, 1:9); 2) со значением "кости": וְעֶצֶם, לֹא תִשְׁבְּרוּ-בוֹ – "А костей его (пасхального ягненка) не разбивайте в нем" (Шмот, 12:46); 3) со значением – "сущность", "средоточие". Например: "Бээцем а-йом а-зэ" – именно в этот день, в разгар этого дня. כִּי בְּעֶצֶם הַיּוֹם הַזֶּה הוֹצֵאתִי אֶת צִבְאוֹתֵיכֶם מֵאֶרֶץ מִצְרָיִם – "Потому что именно в этот день вывел Я ваши воинства из земли Египетской" (Шмот, 12:17). Там же, в Торе, часто встречается и переходное между вторым и третьим значениями: "кость" в переносном значении – как "сущность": וַיֹּאמֶר לוֹ לָבָן אַךְ עַצְמִי וּבְשָׂרִי אָתָּה – "И сказал ему Лаван: ‘Ведь ты – кость и плоть моя’" (Берешит, 29:14). В книгах пророков (Йешаяу) добавляется еще одно значение – закрывание, смыкание глаз. וַיְעַצֵּם אֶת עֵינֵיכֶם אֶת הַנְּבִיאִים – "И закрыл глаза пророков…" (Йешаяу, 29:10) Наконец, как мы уже сказали, в ранних средневековых респонсах появляется еще одно значение – самостоятельность, независимость.
Вопросы этимологии
В связи с этой языковой информации возникает ряд вопросов.
Вопрос № 1. Какая связь между закрыванием, смыканием глаз и усилиться, сделать усилие? Вполне очевидно, что для того, чтобы сомкнуть глаза, необходимо сделать определенное усилие. Настоящие любители поспать могли бы, конечно возразить. Но даже фраза "глаза сами закрываются" говорит о том, что это – явление из ряда вон выходящее. Медицинский факт. В верхнем веке есть только одна мышца: опускающая веко. Когда она работает – глаза закрыты, когда нет – открыты. Остается открытым вопрос, почему именно это, незначительное все-таки усилие, необходимое для закрывания век, обозначается в иврите словом с таким "мощным" корнем?
Вопрос № 2. Что общего между "самостоятельностью, независимостью" и "мощностью, усилием"? Не доверяйте первой ассоциации из современной политической жизни: самостоятельность, дескать, возможна при наличии соответствующей материальной базы – мощности. Мол, "только та революция чего-то стоит, которая умеет защищаться". В этом, конечно, есть сермяжная правда жизни. Но "мы пойдем другим путем". В отличие от автора последней цитаты, мы настаиваем на том, что сознание определяет бытие. И потому именно самостоятельность, самобытность, отдельная сущность – это источник настоящей мощи. На последем положении основываются все крупные системы физического и духовного совершенствования человека, как древние, так и суперсовременные. То, что справедливо для человека, – справедливо и для народа, и для государства. Независимость, ацмаут, остается лишь внешней формой, необходимой, но недостаточной без качества ацмут – самобытности, раскрытия собственной неповторимости, собственного предназначения. Какой смысл в независимости Израиля, если сделать из него 52-й штат Америки? И источником нашей мощи (оцма) может быть только она же – внутренняя сущность нашего народа. Это можно было бы счесть всего лишь красивыми словами, если бы не свидетельство словаря Эвен-Шошана. Сам наш возрождающийся вместе с народом и с землей нашей язык, свидетельствует об этом.
Вопрос № 3. Почему именно "кость" используется в иврите как выражение сущности? Ответ очевиден. Плоть – то есть мышцы, кожа, жир – материя очень нестабильная. Может быстро нарастать и также быстро пропадать. Через год-два после смерти от них не остается ничего. Остаются только кости, причем на несоизмеримо более долгое время. Ну и что, казалось бы? Разве кости не гниют? Что с них толку? Тут, конечно, не все так просто.
Еврейское отношение к костям
Не все так просто, учитывая еще и то, что еврейское отношение к костям, к тому, что остается от человека после смерти – более чем серьезное. Раза два-три в год наши средства массовой информации балуют нас скандалом вокруг очередного вырытого на месте древних захоронений котлована. За эти котлованы и кости люди в черных сюртуках ведут настоящие бои. И приходится менять планы, сдвигать в сторону современные шоссе. И оставлять кости в покое. Я сейчас не обсуждаю, насколько это оправданно. Но само отношение – заслуживает внимания. Кстати, совершенно не важно, сколько лет назад эти кости сюда положили. Конечно, у большинства современных народов (в основном, относящихся к одной из мировых – читай – еврейского происхождения, религий) тоже существует определенное уважение к могилам, к кладбищам и погостам. В какой-то степени. Римляне, к примеру, своих мертвых сжигали. Традиция, вновь распространившаяся в современном мире, от религиозных предрассудков избавившемся. Но (при всем уважении и к христианам, и к мусульманам) трудно представить себе, чтобы из-за какого-то тысячелетней давности захоронения неизвестно кого кто-либо, кроме евреев, стал бы копья ломать.
Во что мы верим
Дело в том, что, при многих схожих моментах, между нами и мусульманами с христианами есть ряд очень серьезных различий. Почему, к примеру, и те и другие с уважением относятся к своим мертвым? Потому что верят в бессмертие души. В то, что "весь я не умру…". Из этого следует, что душа наблюдает после смерти за тем, как обращаются с ее бывшим вместилищем. А с духовными субстанциями лучше не шутить. Поэтому хоронят у них гораздо торжественнее, чем у нас. Помните анекдот, когда один ксендз стал рахваливать перед раввином свои католические обычаи: "А как наших хоронят! С вашими жалкими еврейскими похоронами – никакого сравнения!" "Да", – ответил покладистый раввин, – "я тоже больше люблю, когда ваших хоронят". То, что душа бессмертна – это довольно очевидная вещь. Есть тому ряд очень существенных свидетельств. Так что в этом евреи тоже не сомневаются. А, вот, верят евреи в оживление мертвых. И не в каком-то загробном мире. А здесь. Я чуть не добавил "сегодня и сейчас". Ну не сейчас, через некоторое, скажем, время. Понятно, что речь идет о гораздо менее очевидном и однозначном явлении. Хотя как раз оно также является фундаментальным положением еврейской веры. Это настолько важное положение (и настолько неочевидное), что Талмуд специально оговаривает, что не верящий в тхият а-метим – "оживление мервых", ставит себя вне еврейства… Феномен этот действительно кажется, как бы это помягче сказать, трудно вообразимым. Хотя… Если Творец может поместить душу в тело один раз, почему бы Ему не вернуть ее туда повторно? Так что ничто не мешает нам признать (теоретически) оживление мертвых как часть нашего будущего и таким образом остаться в рамках еврейского мировоззрения.
Есть ли смысл?
Но зачем, для чего, нужно это оживление мертвых? Если предположить, что цель Творения – соединить духовное и материальное, душу и тело, тогда непонятна необходимость расставания. Смерть оказывается ненужной. Если же предположить, что цель – спустить душу в тело, чтобы она выполнила некую задачу и вернулась к источнику, тогда непонятно – зачем возвращать, оживлять? Из всей цепочки последнее действие – все-таки возвращение, соединение. Довольно логично предположить, что последняя фаза процесса – именно та, которая отражает цель. Для еврейских мудрецов это тоже однозначно и несомненно. Но они же не слепцы! Все мы знаем, что соединение души и тела – временно. Смерть – разделение – завершает весь этот процесс. Это – факт грустный, но очевидный. И факт этот вступает в противоречие с нашей непоколебимой верой в то, что цель – Соединение. Не может же быть, чтобы смерть была целью! А следовательно, ясно, что смерть – это временное явление. И в финале все равно должно быть соединение, Оживление, повторное Творение.
Пророчество об иссохших костях (оживление мертвых: как это делается?)
Все это, может быть, и логично, но все же настолько труднопредставимо, что никакие мудрецы такого положения самостоятельно выдвинуть бы не смогли. В Талмуде встречается выражение: "Это было бы невозможно сказать, если бы об этом однозначно не было бы написано". Однозначно написано про оживление мертвых в 37-й главе книги Йехезкеля. Однозначно говорит об этом пророку сам Всевышний.
(1) Была на мне рука Г-сподня, и увлек меня духом (Своим) Г-сподь и опустил меня среди долины, и она – полна костей. (2) И Он провел меня над ними, вокруг-вокруг, и вот – многочисленны весьма на поверхности долины, И вот – иссохшие весьма. (3) И сказал Он мне: сын человеческий! Оживут ли кости эти? Обратите внимание: пророк отвечает очень уклончиво. Даже ему, видимо, трудно это себе представить. И сказал я: "Г-сподь Б-г, Ты знаешь". (4) И сказал Он мне: пророчествуй о костях этих и скажешь им: кости иссохшие, слушайте слово Г-сподне! (5) Так сказал Г-сподь Б-г костям этим: вот Я ввожу в вас дыхание (жизни) – и оживете. (6) И дам вам жилы, и взращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дыхание (жизни), и оживете и узнаете, что Я – Г-сподь.
На этой оптимистической ноте можно было бы закончить. Однозначный ответ дан. Но когда речь идет о вещах, которые противоречат нашему опыту и нашим представлениям о мире, то даже самые однозначные ответы не гарантируют победу над сомнениями. Не у пророка, но у тех, для кого это пророчество и было предназначено. И поэтому там же, в долине Дура, две с половиной тысячи лет назад Всевышний руками пророка Йехезкеля производит оживление мертвых. В порядке демонстрации.
(7) И пророчествовал я, как повелено было мне. И раздался звук, когда пророчествовал я, и вот – шум: и сблизились кости – кость к кости ее. (8) И видел я: и вот на них жилы, и плоть поднялась, и покрыла их кожа сверху но дыхания (жизни) нет в них. Только вот непонятно, для чего такая, почти кинематографичекая, детализация. Конечно, если речь идет о наглядной агитации, то нагляднее написать трудно. Но только ли для наглядности это написано? Читаем дальше.
(9) Но Он сказал мне: пророчествуй дыханию (жизни), пророчествуй, сын человеческий, и скажешь дыханию (жизни): так сказал Г-сподь Б-г: от четырех ветров приди, дыхание (жизни), и дохни на убитых этих, и оживут они. (10) И пророчествовал я, как повелел Он мне, и вошло в них дыхание (жизни), и они ожили, и встали на ноги свои – полчище великое весьма, весьма.
Здесь явно говорится о чем-то еще. То есть первая часть пророчества (до демонстрации) говорит о том, что произойдет в конце времен. А вот описание подробностей относится к тому, о чем речь пойдет дальше.
(11) И Он сказал мне: сын человеческий! Кости эти – весь дом Исраэля. Вот, говорят, (они): "Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами". (12) Посему пророчествуй и скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из по-погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Исраэля. (13) И узнаете, что Я – Г-сподь, когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений ваших. (14) И вложу дух Мой в вас – и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Г-сподь, сказал и сделаю, – слово Г-спода Б-га.
Кость как источник надежды
То, что буквально кричит из всего этого пророчества – это фраза: "Вот, говорят, (они): ‘Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами’". То есть надежда напрямую связывается (в понимании народа Исраэля) с состоянием костей (состоянием народа). Причем то, что в принципе кости могут ожить, сомнений как бы не вызывает. И только утверждение, что кости иссохли, что в народе нет больше жизни – убивает надежду. Ну какая вам, скажите, разница?! Иссохшие кости, неиссохшие… Если вы вообще верите в оживление мертвых – разве это принципиально? Я ни в коем случае не претендую на стопроцентную научную достоверность. Еще меньше у меня доказательств, что пророчество Йехезкеля имеет ввиду развитие биологии в последнии десятилетия. Но… Известно, что кости тоже состоят из клеток. Совершенно особенных, не похожих на другие; но у них тоже есть ядра. А в ядрах – ДНК, генетическая информация обо всем организме. А по этой информации уже сейчас почти научились воссоздовать весь организм. Так вот, костные клетки сохраняются гораздо дольше, чем все остальные. Но, конечно, не бесконечно долгое время… кости тоже высыхают. И что – восстановить мертвых по их ДНК не удастся?
Исчезла надежда наша, покончено с нами
Да, так работает человеческая психология. Для того, чтобы сохранялась надежда, вера, нужна хоть какая-нибудь зацепка. Конечно, человека нет, но осталась кость. В ней есть еще какой-то след жизни. И мы можем попробовать себе представить, что она оживет. Вот ведь и ученые могут… Но если та же кость совсем уже высохла, никаких следов жизни мы не видим – и надежда исчезает. Что вы можете сказать по поводу такой логики? Она наивна и больше подобает ребенку, чем взрослому человеку. Тем более, когда на наших глазах человеческая мудрость делает реальностью то, что до этого казалось совершеннейшей фантастикой. Ну не умели вчера управлять регенерацией и клонировать клетки. А завтра научатся это делать не по сохранившейся ДНК, а по следам, которые от нее остались. К примеру. Было бы желание. Была бы надежда. Ну разве есть какие-то ограничения для Того, Кто создал Все?! "И вложу дух Мой в вас – и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Г-сподь, сказал и сделаю, – слово Г-спода Б-га".
Переход в другую плоскость
Но вернемся к тому развитию, которое получает пророчество об оживлении костей. В следующих стихах перед нами раскрывается совершенно неожиданная его сторона.
(11) Кости эти – весь дом Исраэля. Вот, говорят, (они): "Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами". (12) Посему пророчествуй и скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из по-погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Исраэля. (13) И узнаете, что Я – Г-сподь, когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений ваших. (14) И вложу дух Мой в вас – и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Г-сподь, сказал и сделаю, – слово Г-спода Б-га.
Символика простая. Проще – некуда. Кости эти – весь дом Исраэля в изгнании. Погребения – это Россия, Америка, Европа, и т.д.1 Резковато, конечно. Но с Автором не поспоришь. Нет, конечно, для русских, американцев и.т.д. их страны – это Родина, место, где их потенциал может максимально раскрыться. Но для нас – это могилы. Со всем нашим, к могилам, уважении, как мы уже показали. И с пониманием, что могила – это место, где кости – основа для будущего возрождения – хранятся, пока это возрождение не наступило. И не стоит питать иллюзий. Две тысячи лет изгнания наш народ, как народ, не жил. Кости иссохшие – то состояние, до которого дошел наш народ к концу этого страшного изгнания. От имени Виленского Гаона передается следующий образ еврейского народа в изгнании. Разрушение Храма – это смерть народа, отделение души от тела. Разрушение всей структуры жизни народа Израиля и изгнание из страны – подобно разложению трупа. Продолжение изгнания оставляет только кости. И, наконец, наша эпоха, последние два-три столетия – это состояние иссохших костей. То есть, практически, полное отсутствие жизни… А некоторым казалось, что еврейский народ может жить и в изгнании…
Когда исчезает надежда?
"Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами". Вопрос: есть ли историческая параллель этому крику еврейской души? Я думаю, что есть. Если перевести эту фразу на язык истории народа, то получится примерно следующее: "Традиция, которую веками хранили наши предки, в наше время мертва, она не отвечает на современные вопросы, и ничего нового в будущем породить не сможет. Мы как народ, хранящий традицию, должны исчезнуть". Звучит до боли знакомо. Когда это прозвучало? Может быть, и среди современников Йехезкеля, или в Йерушалаиме под властью Антиоха. А может быть, и в Германии в конце 18-го века, среди учеников Моше Мендельсона. Во-всяком случае, нам этот подход более известен от русскоязычных учеников Моше Мендельсона, часть из которых бросилась воплощать идеи коммунизма в отдельно взятой России, а другая, отчаявшись в традиции, но сохранив веру в народ, построила еврейское государство в Израиле. И превратила пророчество Йехезкеля в реальность, отрицая саму идею пророчества, само представление о Том, от Кого оно приходит…
Этапы возрождения
Если вы помните, то в описании оживления мертвых в долине Дура мы обратили внимание на "лишние" подробности. Теперь мы можем попробовать их расшифровать.
(7) И пророчествовал я, как повелено было мне. И раздался звук, когда пророчествовал я, и вот – шум: и сблизились кости – кость к кости ее. (8) И видел я: и вот на них жилы, и плоть поднялась, и покрыла их кожа сверху но дыхания (жизни) нет в них. (9) Но Он сказал мне: пророчествуй дыханию (жизни), пророчествуй, сын человеческий, и скажешь дыханию (жизни): так сказал Г-сподь Б-г: от четырех ветров приди, дыхание (жизни), и дохни на убитых этих, и оживут они. (10) И пророчествовал я, как повелел Он мне, и вошло в них дыхание (жизни), и они ожили, и встали на ноги свои – полчище великое весьма, весьма.
Итак, для начала выделим те подробности, которые бросаются в глаза. Затем переведем их на язык символов, который нам задала вторая часть пророчества. А потом сравним их с историей реализации пророчества, происходящей на наших глазах.
Детали пророчества
|
Символический смысл |
Исторические аналогии |
шум: и сблизились кости |
Процесс начинается с собирания разбросанных остатков народа. |
Возвращение в Сион предшествует строительству государства. |
жилы, и плоть поднялась | Затем появляется основа для жизни – экономика, сельское хозяйство, политика, культура, спорт2 | Осушение болот, строительство поселений, открытие банков, и, конечно, создание политических партий, даже спорт |
дыхания (жизни) к них нет | Даже если бы мы и готовы были ограничиться перечисленными в предыдущих пунктах составляющими "нормальной жизни нации" – пророк не оставляет сомнений: это еще не жизнь | Очень может быть, что это именно тот период, в котором мы с вами находимся. Мы понимаем, что все это замечательное здание должно быть наполнено чем-то. Чем дальше, тем более ощущается израильтянами эта нехватка содержания, смысла жизни |
Мне кажется, что одна из дорог намечена пророками, которые ко всем известным нам значениям корня ацам добавили еще один – закрыть глаза. Оторваться от сиюминутной реальности, соображений политической выгоды и экономической конъюнктуры. И вспомнить самое глубокое, самое дорогое, что хранится в недрах нашей национальной души и ждет своего часа. Час наступает. И все-таки, как же дойти до настоящего оживления, как вызвать к жизни все глубоко спящие потенциалы? "Когда Г-сподь возвращал возвращающихся в Сион, – мы были подобны видящим сны…" (из псалма 126, который чуть не стал гимном государства Израиль).
Дополнения
1 Из интервью с Яиром Шамиром: "Наша проблема внутри, а не снаружи. Она такой была изначально. Напрасная ненависть или отсутствие консенсуса. Когда нет согласия и веры в правильности выбранного пути – любая трещина может развалить все здание. Самый главный вопрос сейчас: как укрепить народ изнутри. Для меня безразлично, что будут говорить гои. Мне важно, что будут говорить и делать евреи. Если идти на поводу у мирового сообщества – никуда не придешь. Страшнее всего слабость внутри. Но как укрепляют изнутри, я не знаю…" Яир Шамир – президент одной из крупнейших в мире компаний хай-тек, ведущий кандидат на должность генерального директора компании Эль-Аль, сын бывшего премьер-министра и возможный кандидат на тот же пост в будущем…