Рав Кук (ЗаЦаЛЬ) разъяснил эти понятия 20 Тамуза 5664 г (1904) в траурной речи по поводу кончины Биньямина Зеева Герцля (приводится с сокращениями). "Наши мудрецы сказали, что, когда Йонатан бен Узиэль (ученик Гилеля, конец 1-го в. до н. э. – начало 1-го века н. э.) перевел тексты пророков, Земля Израиля содрогнулась на 40 парса вокруг, потому что многое из того, что сказано с небес пророкам, не следует раскрывать. Так и эти строки, если бы не перевод, то не знали бы мы, как их разъяснить, и их смысл так бы и остался тайной. Но Йонатан бен Узиэль оправдался перед лицом небес, сказав, что он хотел свести к минимуму споры в Израиле (Мегила, 3). Взяв предложение "В тот день усилится траур в Йерушалаиме, как траур Адримон в долине Мегидон" (Зхарья, 12:11), Йонатан бен Узиэль разъяснил, что нет такого места на карте Израиля и пророк намекает на два события, произошедшие в разное время и сыгравшие принципиальную роль в истории евреев: Ахав бен Амри, царь Северного царства, был убит Адримоном бар Тавримон (717г. до н. э.), а Йешаяу бен Амон, царь Южного царства, был убит фараоном в долине Мегидо (448 г. до н. э.). Наши мудрецы сказали, что этот траур – по Машиаху из дома Йосефа, который будет убит. И нам следует понять, какая великая тайна скрывается в этом отрывке. Прежде всего, зададимся вопросом, почему нам нужно два Машиаха: из дома Давида (Давид относится к колену Йеуды) и из дома Йосефа. Ведь конечная цель заключается в том, чтобы у всех был один правитель, как сказано: "И Давид, слуга Мой, – князь для вас навеки" (Йехезкель, 37). Но дело в том, что Вс-вышний сотворил человека как существо, у которого есть тело и душа. И Он создал как силы, поддерживающие существование тела и его материальной основы, совершенствующие и развивающие его, так и силы, поддерживающие существование возвышенной души, доставляющие ей удовольствие и совершенствующие ее. Цель всякого развития заключается в том, чтобы тело было сильным, мощным и совершенным, как ему подобает, и душа – здоровой и развитой, способной вести за собой огромные потенциалы тела к достижению чистого разума (который, как свет, сам по себе дает благо). То, что справедливо для всего творения в общем, справедливо и для сынов Израиля в частности: как во всем мире есть материальная и духовная составляющие, так и в еврейском народе обнаружатся два потенциала: один из них – общий, присущий и другим семействам земли, а другой – частный, присущий только евреям. Первый из них соответствует силам тела и направлен на поддержание существования нации и на развитие таких аспектов, как экономика, а второй – предназначен для совершенствования духовной составляющей. Материальная составляющая и ее развитие нужны для того, чтобы создать базу для претворения в жизнь всех тех великих и святых замыслов, связанных с Израилем и преследующих своей целью образование святого народа, который стал бы "одним народом на земле" (Шмуэль, 2:7), "светом для всех наций" (Йехезкель, 37)). Разница между этими силами такая же, как разница между всеми народами мира и народом Израиля. Если сравнивать нас с народами мира, ориентируясь на потенциалы тела, то обнаружится полное соответствие (так же как человек окажется подобным животному, если сравнивать их по параметрам материального мира). А если при сравнении взять за критерий оценки силы души, то народ Израиля окажется принципиально отличным от всех наций. И об этом сказано: "Б-г отдельно поведет его" (Дварим, 32); "И среди народов не будет считаться" (Бемидбар, 23). Если говорить о Торе и о высокой святости, которые относятся только к еврейскому народу, здесь мы оказываемся особыми. И эти две силы были укоренены в двух коленах Израиля, изначально избранных, чтобы быть правителями народа – в колене Эфраима и в колене Йеуды. "Дела отцов – знак для детей" – колено Эфраима представляет общие свойства Йосефа: Б-жественное провидение привело его в Египет, чтобы спасти все семейство и чтобы там вырос многочисленный народ. Йосеф распределял продовольствие. Он должен был обеспечить материальную базу: дать братьям хлеб по числу душ. Йосеф находился среди народов мира (сказано (Теилим 78), что он "шатер поставил среди людей"), он знал семьдесят языков, что указывает на соответствие еврейского народа всем племенам и нациям. Но кроме того, Йосеф осознавал силу святости, связанную с ним. И поэтому говорится, что "Эсав будет побежден только детьми Рахели" (не силой оружия, а превосходством, которое дает Б-жественное благословение во всех сугубо материальных делах). А в Йеуде сконцентрирована особая сила, присущая только сынам Израиля и не имеющая отношения к окружающим народам: "и было колено Йеуды святыней Ему" (Теилим, 114). Цель избрания дома Давида заключалась в том, чтобы две силы совместились в одном человеке и не только не противоречили друг другу, а напротив – дополняли бы и помогали друг другу. Сказали мудрецы: "О Давиде, как и об Эсаве (который родился "красноватым"), сказано "красноватый", однако еврейский царь отличается от брата-близнеца Яакова тем, что у него "красивые глаза", и "если он убивал, то только с согласия Сангедрина". И физическая сила, и мощное государство должны были принадлежать (начиная с правления царя Давида 876г. до н. э) народу, великому среди других народов, отличающемуся духовной высотой и святостью, однако грехи не позволили осуществиться этому: люди пренебрегли домом Давида и царство раскололось на два государства. Эфраим (сила Йосефа) и с ним еще девять колен остались сами по себе, а колено Йеуды – само по себе. До раскола царства все соединялось в "стволе Йеуды" (см. Йехезкель, 37), который вобрал в себя также и силу Йосефа. И благодаря объединению, обе силы начали возвышаться. Материальная сила стала утонченней и обрела элемент святости благодаря близости к духовной составляющей, а духовная составляющая набирала мощь, чтобы раскрыть все свое великолепие, и лучи ее начали освещать весь мир. И была гармония между двумя этими силами. Но после раскола каждая из сил стала развиваться самостоятельно. Эфраим склонился к идолопоклонству, и в этом проявилась дурная сторона тех сил, которые являются общими для нас и для других народов. "Эфраим среди народов растворится. Он как лепешка неперевернутая (которую забыли перевернуть на другую сторону; которая не что иное, как его связь с Йеудой, особой духовной составляющей еврейского народа, которую он утратил) (Ошеа, 7). А Йеуде, оставшемуся без поддержки физических сил пришлось развивать духовную сторону, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток материальной составляющей. Но в этом он не достиг большого успеха: "…и споткнулся Йеуда вместе с ними" (Ошеа, 5). Когда еврейский народ находится в изгнании, эти две силы находятся в противоречии друг с другом. Иногда проявляются основы Эфраима и Йосефа, заложенные в народе – тенденция достичь национальной силы и крепости в сугубо материальном плане и добиться всего необходимого для будничной жизни людей. А иногда преобладает тенденция отдать все свои силы на поддержание Торы и на развитие той особой духовной составляющей, которая присуща только сынам Израиля: усиление трепета перед небесами, любви ко Вс-вышнему. "Усилится траур в Йерушалаиме, как траур Адримон в долине Мегидон…" Траур – чувство горечи, которое охватывает человека, когда он видит перед собой печальную картину и отчаяние из-за непоправимости случившегося овладевает им. Но нередко траур пробуждает разум и заставляет его искать пути исправления создавшейся ситуации. В изгнании две силы: общая с народами мира и частная, индивидуальная, присущая только сынам Израиля – существуют отдельно. И более того, если кто-то из евреев пытается усилить в народе общую составляющую и ищет пути реализации физических потенциалов нации в реальной жизни, пытаясь создать какие-либо структуры, которые приблизят нас к нормальной достойной и свободной жизни, его тут же превращают во врага Торы и соблюдения заповедей, объявляют тем, кто сворачивает с дороги святости, предназначенной исключительно для еврейского народа. Кроме того, всякий, кто ставит своей целью объединение еврейского народа на основе присущих только ему черт святости, начинает препятствовать развитию нации в материальном плане. Он, тем самым, обнаруживает и свою слабость и то отчаяние, которое поселилось в его сердце. Но после последней попытки (об этом говорит пророк Зхарья, описывая траур) воспрепятствовать проявлению Машиаха из дома Йосефа все поймут, что на самом деле нет противоречия между двумя силами еврейского народа: общей и присущей только ему одному. И будет ощущение недостатка и желание соединиться у обеих сторон: и у тех, кто тянется за материальной стороной, проявляя ту составляющую, которая объединяет нас с другими, и у тех, кто тянется за духовностью, присущей исключительно еврейскому народу. И это будет траур с двух сторон, которые поймут, что есть принципиальная ошибка в том, чтобы разъединять аспекты, предназначенные для совместного существования. И будет понято, что эта ошибка приводит только к тому, что обе стороны вредят друг другу. Свойство любви к нации проявилось у Ахава. "Мой Гилад…" (Теилим) – так Вс-вышний говорит об Ахаве, который пал на плато Гилад (Санхедрин, 102). Даже после того, как он был ранен стрелами, продолжал стоять на колеснице, чтобы не испугать войско Израиля (Моэд Катан, 28). Его мужество уходит корнями в великую любовь к народу. Кроме того, он с уважением относился и к Торе, хотя и не в состоянии был оценить все ее величие – основы отличительных черт еврейского народа. Поэтому он и пошел путями Изевель, путями народов мира, подчиняясь веяниям того времени. Царь Йошаяу, который был полной противоположностью Ахаву, усиливал духовную составляющую народа: "И до него не было царя, который вернулся бы ко Вс-вышнему всем сердцем, и всей душою, и всем достоянием своим" (Мелахим 2, 2:33). Он пришел к тому, что не хотел никаких отношений еврейского народа с народами мира. Он погиб из-за того, что не хотел позволить египетскому войску пройти по Земле Израиля. В Ахаве и в Йошаяу наиболее ярко выразились черты Машиаха из дома Йосефа и Машиаха из дома Йеуды. К концу времен, когда появится ощущение, что разъединение этих сил нанесло большой вред, усилится траур, что само по себе станет подготовкой объединения этих сил. В наши дни, указывая на наступление нового времени, которое принято называть "пятки Машиаха" (процессы, предшествующие скорому приходу Машиаха), родилась сионистская идея. Сионизм имеет тенденцию развития материальной составляющей, общей для еврейского народа и других народов мира. Ему необходимо обрести лидеров, которые будут готовы добавить к этой тенденции и духовное возвышение, особое для еврейского народа. Они могут прийти к этому, если будут прислушиваться к словам праведников поколения и мудрецов Торы. В книге Зоар говорится, что в высших мирах, над дверями йешивы, где пребывает душа Машиаха, написано: "Кто не сделал горькое сладким и темноту – светом, да не войдет сюда" (Берешит, 8). подготовил рав Зеев Мешков