tissot_the_flight_of_the_prisoners

Как рассказать об исходе из Египта?

April 5, 2011 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  Исход без исхода – это безысходность. Исход не совершают за пасхальным столом. Еда мацы – это не исход, так же как вращение трещотки во время чтения свитка Эстер – не расправа над Амалеком, а приготовление латкес в Хануку – не строительство Храма.

Наши праздники – это обретение сил для того, чтобы сразу же по окончании особого, выделенного календарем, дня использовать тот потенциал, полученный нами, когда мы ели мацу, читали свиток Эстер, зажигали ханукальные свечи. И, проснувшись на следующее утро, мы должны сделать шаг к окончательному избавлению Израиля от рабства, приблизить день истребления тех, кто изготовляет атомную бомбу, чтобы сбросить ее на нас, и тех ненавистников, которые хотят разрушить нашу страну террором в процессе мирных переговоров. И мы должны предпринять конкретные действия для того, чтобы приблизить день возведения Храма на горе Мория, в Йерушалаиме.

Рассказ о прошлом, без которого немыслим ни один праздник, должен пробудить в нас мечту о будущем, которая не позволит нам оставаться равнодушными к тому, что происходит с нашим народом, с нашей страной. Сказали мудрецы Талмуда: «Изучение имеет важнейшее значение, потому что оно приводит к действию» (Сифри, 41).

То же самое можно сказать и о заповеди. Заповедь – не самоцель, а призыв к действию.

О том, как следовало есть пасхальную жертву в Египте, в ночь исхода, говорится: «Так ешьте ее: ремни ваши должны быть на поясе вашем, обувь ваша на ногах ваших, и посохи ваши в руках ваших…» (Шмот, 12:11). Съел – и пошел. Но эта заповедь (есть пасхальную жертву, собравшись в дорогу) была действенной только в Египте. И в Торе она приводится для того, чтобы научить нас: сегодня съешь мацу, а завтра встань и сделай все возможное для завершения исхода из Египта, для полного освобождения народа от чуждой ему культуры и чужой власти.

Так воспринял рассказ об исходе Гидъон: в тот год, когда племена мидьян хозяйничали в стране, отец рассказал сыну в пасхальную ночь об исходе. И сын встал, и сказал «…(если) есть Б-г с нами, (то) почему же случилось все это с нами, и где же все чудеса Его, о которых рассказывали нам наши отцы, говоря: «Вот ведь из Египта вывел нас Б-г». А теперь оставил нас Б-г и отдал в руки мидьян» (Шофтим, 6:13).

Иными словами, Гидъон отказался смириться с тем, что Б-г, Который чудом избавил Свой народ от египетского рабства, не сделал ничего, чтобы спасти сыновей Израиля от порабощения племенами мидьян. Но, нет, он не отказался от веры, а поднял восстание, и добился поддержки Небес, и одержал чудесную победу.

И пасхальная агада также учит нас тому, что нельзя ограничиваться только рассказом. Ее цель – помочь человеку исполнить важнейшую заповедь Песаха: рассказать об исходе из Египта так, чтобы стало ясно, что Всевышний на каждого возложил обязанность освободиться и освободить свой народ.

И мудрецы, составившие агаду, не обязали нас прочитать книгу «Исход», а привели пример, как исполняли эту заповедь великие люди прошлого.

Раби Элазар бен Азария – глава Сангедрина в период, последовавший за разрушением Второго Храма – рассматривал спор Бен Зома и мудрецов о том, будут ли в будущем упоминать об исходе из Египта.

Он пережил трагедию разрушения Храма римлянами, гибель миллиона сыновей Израиля, пленения и изгнания, уничтожения государства. И, казалось бы, все, на что он мог опереться, – это воспоминания о былых победах Израиля. Но нет… Он понимал рассказ об исходе как обязанность представить себе будущее величие сыновей Израиля, их возвращения из стран рассеяния, возрождение государства и восстановление Храма. И восхищался словами Бен Зома: «Будущее освобождение будет столь великим, что оно затмит собой чудеса, произошедшие в Египте».

А Бен Зома, произнеся это, основывался на словах пророка Йирмеяу: «Вот приходят дни, – слово Б-га, – когда больше не будут говорить: «Существует Б-г, Который вывел сыновей Израиля из земли египетской». А будут говорить: «Существует Б-г, Который поднял, и Который привел потомство дома Израиля из земли северной и из всех земель, куда Он толкнул их» (Йирмеяу, 23).

«Вы представляете, что сказал Бен Зома, – восхищался раби Элазар бен Азария, – ведь общепринято, что верить в исход – это верить во Всевышнего, а не верить в исход, это не верить во Всевышнего, так как сказано: «Я Б-г Всесильный твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства». Но в будущем человек, который не будет признавать, что Всевышний собрал Свой народ со всех концов земли, не будет считаться верующим, даже если он будет рассказывать об исходе из Египта каждый день!»

Пасхальная агада рассказывает и о других мудрецах Торы. «Был случай, раби Элиэзер, раби Йеошуа, и раби Элазар бен Азария, и раби Акива, и раби Тарфон сидели за пасхальным столом в Бней Браке и рассказывали о исходе из Египта всю ту ночь, пока не пришли ученики и не сказали им: «Учителя наши, настало время произнести «Слушай, Израиль, Б-г Всесильный наш – Б-г один», как это положено делать по закону».

Мудрецы сидели при закрытых ставнях и не заметили, что наступило утро, так как это была тайная встреча. Они собрались в доме раби Акивы, чтобы обсудить будущее восстание против римлян ради освобождения сыновей Израиля от власти идолопоклонников и восстановления Храма. Так они понимали обязанность рассказывать об исходе.

А что же с нами, которым не надо прятаться в подвале и не надо поднимать восстание, чтобы освободиться от римлян?

Неужели за пасхальным столом мы не подумаем о том, как преобразовать страну, как сделать ее лучше, как избавить ее от этой беды – идеи создания двух государств для двух народов, какие шаги предпринять, чтобы вернуть нам гору Мория в центре Йерушалаима?!

Неужели в конце пасхального сэдэра мы скажем: «В будущем году в отстроенном Йерушалаиме» и не сделаем ничего для того, чтобы построить Храм?

Неужели те, кто в этом году сядут за праздничный стол в странах изгнания, в будущем году останутся на прежних местах, и так и не совершат свой исход?

Исполним ли мы и они заповедь рассказа об исходе из Египта?