3-го Ияра, в День Независимости Государства Израиль, к Галицкой синагоге подкатили четыре автобуса с питомцами программы <Хефциба> из Харькова, Житомира, Херсона, Днепропетровска, Донецка, Кишинёва. Под руководством Бориса Хаимовича, историка и искусствоведа из Иерусалима, в сопровождении преподавателей системы школ <Ор Авнер>, ребята совершили 4-х дневные путешествие по еврейским местам и местечкам Волыни и Транснистрии. Посетили Житомир, Бердичев, Шаргород, Винницу, Тульчин и завершили путешествие в Киеве. <Маса шорашим> – <поход к корням> расширил кругозор ребят и изменил их мировоззрение. Это путешествие позволило детям увидеть Атлантиду черты оседлости сквозь толщу ушедших лет. Города и городки, где обитали евреи, выглядят как пепелища бурлившей когда-то в этих местах общинной жизни.
Сцена из спекталя "Камни говорят"
|
После всего увиденного и понятого, тинэйджеры были подготовлены к восприятию спектакля театра из Хайфы <Маген> (замысел и исполнение Рахель Спектор и Евгения Гангаева) <Камни говорят>), который увёл их и к самым корням, и к самым истокам рассеяния, к драматической истории еврейской государственности. Нашествие Ассирии и Вавилона – неумолимое и разрушительное, было воплощёно жуткой маской в красном облачении. Вкрадчивое проникновение Греции – маской в плаще и на котурнах. Следом за Римским орлом – символом несокрушимости латинских легионов – по священным камням Иерусалима фривольной походкой зашагала римская матрона. Но после каждой волны завоевателей еврейская жизнь в Иерусалиме возрождается. Камни священного города в буквальном смысле оборачиваются в человеческие лица. И зрителям снова предстает мирная сцена. Многодетная семья за первой субботней трапезой. Еврейская жизнь в Израиле есть, и быть продолжает. Но спектакль – не лубочная картинка. В конце сценического действа – большой вопросительный знак. Красное полотнище позади тех, кто возродил еврейское государство- напоминание о Галуте. Галут продолжается. Вопрос обращён к зрителям. Где видят они своё место? Среди вечных камней, или..?
Сцена из спекталя "Камни говорят"
|
Спектакль произвёл на взрослеющие души большое впечатление. Это было ясно из последовавшей за ним беседы посланника <Мидраши Ционит> из Иерусалима Элиэзера Шаргородского со зрителями. <Ма ништана?>,-спросил Элиэзер у аудитории. Чем отличается? Что изменилось в мире и жизни каждого еврея с появлением Государства Израиль, существующего и динамично развивающегося вопреки недружественному окружению, множеству покушений на его Независимость, интифаде, террору, периодическим <всплескам> неодобрительного мнения <мирового сообщества> о его внешней политике. Значение Израиля в мире во много раз превышает его географические размеры. Изменился внедрившийся за века в сознание и подсознание окружающего мира стереотип еврея-жертвы народных движений и исторических процессов. Еврей больше не воспринимается, как потенциальная жертва, но как представитель народа, умеющего воевать и побеждать, строить, возделывать землю, ничуть не хуже, чем играть на скрипке и формулировать теории, изменяющие представление остального человечества о мире и о себе. Элиэзер Шаргородский помог каждому из своих слушателей ощутить гордость за свою принадлежность к еврейскому народу, и свою сопричастность к его судьбе. Однодневный семинар для юношества, посвящённый Дню Независимости Израиля, побудил его участников задуматься: жить ли среди отзвуков и отражений ушедшего в небытие общинного уклада черты оседлости, или влиться в самую большую в мире, деятельную многоликую еврейскую общину, восстанавливающуюся, после многовекового Галута, в Земле Обетованной.