Избранный народ

Избранный народ

April 3, 2011 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

  

Мы – народ Израиля. Таким образом, наше еврейство начинается с того, что мы – народ. Всевышний обещал Аврааму: «Я сделаю тебя народом великим» (Берешит, 12:2). Великим народом, а не великим человеком. Каждый еврей – это искра народа Израиля. Некоторые думают, что народ есть собрание индивидуумов, имеющих общие интересы – экономические, культурные, политические – и заключивших между собой «договор о сотрудничестве». Это ошибка. Народ – не собрание индивидуумов; напротив, индивидуум – это частица народа, в которой отражается сущность всего народа. Как у каждого человека есть душа, так есть она и у народа, и душа каждого отдельного человека – это искра души народа.

 

Что такое народ Израиля?

Вопрос: в чем суть различия между народом Израиля и всеми прочими народами?

Ответ: Маѓараль объясняет это в своей книге Нецах Исраэль (гл. 11). Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны прежде всего установить, в чем разница между святостью отдельного человека и святостью целого народа. Тора учит нас, что жить согласно слову Всевышнего может не только каждый отдельный человек, но и целый народ. Примером этому служит народ Израиля. Благодаря еврейскому народу всему миру стало известно понятие «святость нации». Народ Израиля доказывает, что свет Всевышнего может проявляться во всем, в том числе, и в жизни народа, страны, государства. «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6); «Отворите ворота, пусть войдет народ праведный, хранящий верность» (Йешаяѓу, 26:2) – именно в этом выражается особая сущность народа Израиля.

Вопрос: что такое народ Израиля? Можно ли дать ему определение?

Ответ: этот вопрос широк, как море. В книге Орот рав Кук объясняет, что народ Израиля не укладывается в рамки ни одного определения.

Сущность народа Израиля – добро, стремление к Божественности, к благим деяниям для всего человечества. Мы обладаем способностью приносить в мир благо и нравственность в ее самом глубоком и широком смысле.

Вопрос: если другой народ станет претендовать на то, что избранность еврейского народа относится и к нему тоже, как мы сможем опровергнуть это утверждение?

Ответ: нет ни одного другого народа, который претендует на венец общенародной святости. Если возникнет такое утверждение, мы будем очень рады увидеть в этом влияние народа Израиля. Однако утверждение не становится фактом лишь оттого, что кто-то претендует на это; оно должно доказать себя на деле. Для того чтобы достичь ступени общенародной святости, необходимы исторический фон и психологическая подготовка.

Вопрос: еврейство – это религия или нация?

Ответ: разумеется, в своей основе еврейство – это нация. Евреи – это, прежде всего народ, избранный Владыкой мира. В благословении на Тору мы говорим сначала: «…Который избрал нас из всех народов», и лишь затем: «…и даровал нам Свою Тору». Тора помогает душе народа Израиля проявиться в нашем мире. Народ Израиля – это, прежде всего избранный народ, и его избранность выражается в уникальных сокровищах духа и культуры, которые принадлежат ему.

 

Сионизм – это расизм?

Мы задаемся вопросом: что же особенного в нашем народе? Владыка мира сообщил нашему праотцу Аврааму: «Я сделаю тебя народом великим» (Берешит, 12:2). Чем же мы велики? Об этом подробно говорится в книге Дварим: «Ибо кто такой народ великий, к которому боги были бы столь близки, как Господь, Бог наш, при всяком взывании нашем к Нему? И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня?» (4:7-8). Наш народ велик святостью, нравственностью и проникновением ко Всевышнему: «А вы, приникшие к Господу, Богу вашему, живы вы все ныне» (там же, 4:4).

Всевышний устроил всю мировую историю так, чтобы возник избранный народ. Этот народ необходим Ему для того, чтобы управлять Творением. Он принесет добро и благословение всему миру: «…и благословятся тобой все племена земные» (Берешит, 12:3; 28:14). Есть народы, великие в математике или физике, живописи или музыке, и все они необходимы. Мы же велики в способности проявлять Божественное присутствие в мире.

Это не отрицает того, что в других народах есть высоконравственные люди. Праведники народов мира имеют долю в Грядущем мире (см. Рамбам, Ѓалахические законы царства, 8:11). Они способны удостоиться святого духа: «Я свидетельствую небом и землей: будь то еврей или нееврей, мужчина или женщина, раб или рабыня – согласно его деяниям дух святой почиет на нем» (Тана де-бей Элияѓу раба, гл. 9).

Однако у народов мира такие люди являются отдельными индивидами, тогда как применительно к народу Израиля речь идет о нравственности всего общества. Отдельные праведники существовали и до Авраама. Ноах тоже был праведником. Авраам учился в йешиве Шема и Эвера, которые тоже несомненно были праведниками; то же можно сказать о Ханохе и о Метушелахе. Авраам же положил начало народу-праведнику. Это было новой ступенью в развитии человечества.

Слово ציבור (общество) по традиции расшифровывается как цадиким (праведники), бейнониим (средние) и решаим (грешники). В каждом народе есть идеалисты, обычные люди и нечестивцы.

Казалось бы, вместо того чтобы создавать народ, Всевышний должен был создать «объединение праведников всего мира», дабы они возглавили мир. Но мы понимаем, что святой народ – это самое большое освящение имени Всевышнего в мире. Конечно, быть одиночным праведником тоже непросто, но особая миссия еврейского народа – освящать имя Всевышнего, строя всю свою национальную жизнь согласно Его слову. И это необходимо всему миру, ибо сказано: «…и благословятся тобой все племена земные».

Быть народом-праведником – очень сложная задача. Чем задача больше, тем она сложнее. Народ – это более сложное творение, чем отдельный человек. Жизненная сила, которой обладает народ, несравненно значительнее, чем та, которая есть у отдельных людей, подобно тому, как жизненная сила всего организма значительно больше, чем каждого из его органов и даже всех органов, вместе взятых. Наподобие этого, народ является чем-то значительно большим, чем собрание индивидуумов. Вот почему Всевышний создал целый народ, миссия которого в мире – быть святым.

Вопрос: не расизм ли это?

Ответ: параллель, которую иногда проводят между понятиями «расизм» и «избранный народ», не более чем заблуждение. Мы против расизма и никогда не были расистами, за исключением отдельных нечестивцев, которые привыкли делать зло.

Мы не можем и не хотим быть расистами. Не можем – потому, что наш народ сам состоит из множества рас, и не хотим – потому, что наш национализм призван нести добро всем другим национальным группам.

Следует радоваться тому, что идея универсальности распространяется по миру, и то, что объединяет людей, преобладает над тем, что разделяет их. «Ведь отец один у всех нас, ведь Бог один сотворил нас» (Малахи, 2:10). Наши пророки издревле призывали к любви и братству между народами.

Поэтому вызывают недоумение ничем не обоснованные обвинения, гласящие, что иудаизм и сионизм – это расизм. Это позорная ложь, основанная на непонимании того, что расизм – это биологическое учение. «Учение о расах», если можно назвать учением это псевдонаучное бормотание, основано на трех главных положениях: расы можно распознать; они неравны; «высшая» раса имеет право порабощать «низшую».

Между тем, все эти три положения – просто нонсенс:

1.             Разумеется, все люди отличаются друг от друга физическими признаками, как например, цветом кожи (этим занимается физическая антропология); однако не бывает «чистой расы». Народ Израиля уж точно не «чистая раса». В Торе ничего не сказано о расах. Мы всегда с любовью принимали прозелитов, не обращая внимания на их цвет кожи и внешний облик.   

2.             Разумеется, некоторые расы более развиты с психологической или интеллектуальной точек зрения, однако изменения, вызванные эмиграцией, уже доказали, что эти различия вызваны внешними факторами – экологическими, экономическими, социальными, культурными.

Так или иначе, не существует ѓалахических законов, которые дискриминировали бы ту или иную расу. Правда Хам, сын Ноаха, получил наказание, но причиной этому послужил грех, совершенный им (см. Берешит, гл. 9). Однако наказание не будет длиться вечно, и в будущем все человечество будет идти рука об руку по пути справедливости и праведности.

У каждого человека есть Божественная душа, у праведников народов мира есть доля в Грядущем мире, и каждый человек, будь он еврей или нееврей, может удостоиться святого духа согласно своим поступкам.        

3.             Что же касается утверждения, что одни расы могут порабощать другие, то это утверждение не имеет под собой никакой основы. Еще со времен рабби Акивы мы знаем, что «дорог человек, созданный по образу и подобию» (Мишна, трактат Авот, 3:14). И хотя тот же рабби Акива сказал, что народ Израиля особенно дорог (там же), мы никогда не пытались утверждать, что эта идея основана на биологических признаках и что она дает нам право порабощать другие народы. Имеются в виду души народа Израиля, которые распространяют среди народов мира веру во Всевышнего и Божественную нравственность.

 

Из всего вышесказанного становится ясно, что обвинение иудаизма и сионизма в расизме – клевета от начала и до конца. Ни в иудаизме, ни в сионизме нет никакой биологической составляющей. Их смысл – освящение имени Всевышнего в мире, народ, который возвращается на свою землю и восстанавливает ее из руин. Наше государство – еврейское. Только сыны еврейского народа имеют право стать гражданами этого государства согласно «Закону о возвращении». В этом нет никакой безнравственности, напротив – это наше право и даже обязанность. Противоположность расизма – это не смывание национальных особенностей каждого народа, а дружба, доброе отношение, причастность и уважение. Тора позволяет гражданам-неевреям жить в Израиле и приводит длинный перечень их прав: «И если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец, и будет он жить с тобою» (Ваикра, 25:35).

 

Права меньшинств в государстве Израиль

Однако нельзя забывать, что гражданин государства обладает правами при условии, что он исполняет свои обязанности. Тот, кто предан своей стране, достоен подобающего отношения. Тот же, кто не предан стране, достоин уважительного отношения к себе как к человеку, созданному по образу и подобию Божьему, но отношение к нему государства должно быть соответствующим. Общеизвестно, что первой обязанностью гражданина является готовность служить в армии своего государства и, если это необходимо, отдать свою собственную жизнь за жизнь народа. Тот, кто отказывается исполнять этот долг, потому что его сердце расположено к другому народу, не может стать одним из тех, кто возглавляет народ. В этом нет никакой расистской дискриминации. Более того: верность государству Израиль подразумевает и верность еврейскому народу.

Нет никакой разницы между черной и белой кожей, прямыми или курчавыми волосами, полными или тонкими губами; но есть разница между теми, кто жертвует жизнью ради своего или чужого народа. Каковы обязанности, таковы и права.

 

Святость в потенциале и в действительности

Вопрос: если мы в самом деле святой народ, то почему в действительности мы не так уж святы и высоконравственны?

Ответ: следует разграничивать такие понятия как «сущность» и «явление». Человек может обладать врожденным музыкальным талантом, но если он никогда в жизни не дотрагивался до музыкального инструмента, талант не поможет. Врожденный талант необходимо развивать.

Талант – это внутренняя сущность человека. Мы – народ, обладающий талантом к святости и нравственности, однако мы должны развивать его.

Известен спор, который вели мудрец Праги о том, что больше влияет на человека: его природа или воспитание. Нееврейские мудрецы утверждали, что важнее воспитание, а еврейские – что важнее природа. Мы не отрицаем важность воспитания, но утверждаем, что воспитание помогает развить то, что заложено в человеке изначально. Архиепископ Праги показал всем участникам дискуссии дрессированного кота, который разносил блюда на званом обеде, но когда один еврей выпустил мышь, кот бросил поднос с блюдами и погнался за ней, забыв обо всем, чему его научили.

Таким образом, воспитание не имеет никакого смысла, если оно противоречит внутренней сущности человека.

 

Еврей, который согрешил, остается евреем

Да, в еврейском народе могут быть периоды ужасающих нравственных падений. Наши мудрецы говорят, что на протяжении еврейской истории закончились «заслуги отцов» (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 55а). «Заслуги отцов» – это психологическое и воспитательное влияние предков на еврейский народ. «…ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого поколения, тех, которые ненавидят Меня» (Шмот, 20:5). Недостатки отцов отражаются на четырех поколениях потомства; хорошее воспитание оказывает гораздо более длительное влияние: «И творящий милость до тысячных поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (там же, 6).

Сколько времени действуют «заслуги отцов»? Все время, пока поведение потомков является прямым продолжением поведения предков. Когда такое поведение исчезает, это означает, что «заслуги отцов» закончились. Некоторые мудрецы считают, что это произошло во времена пророка Ѓошеи, некоторые называют иные исторические периоды. Так или иначе, средневековые комментаторы Талмуда удивляются: почему в слихот (покаянных молитвах, которые читают в месяце элул и в Десять дней раскаяния) упоминается «союз с отцами» даже тогда, когда еврейский народ переживает периоды нравственного падения? Отвечает рабейну Там: даже если закончились «заслуги отцов», союз, который Всевышний заключил с нашими праотцами, не закончится никогда. «Заслуги отцов» – это понятие человеческое, связанное с психологией и воспитанием, тогда как «союз с отцами» – это Божественное понятие, как объясняет рав Кук во многих своих трудах. «Союз с отцами» – это реальность.

В Торе не сказано, что мы будем Его народом только при условии, что будем соблюдать Его заповеди. Даже если мы станем нарушать их, мы все равно навек останемся народом Всевышнего. Об этом сказано: «Жив Я, – слово Господа Бога! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами. И выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы, рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся» (Йехезкель, 20:32-33). Вы – Мое творение, – говорит Господь, – и никогда не перестанете быть Моим народом. Это Божественное решение запечатлено в нашей природе.

Нашу избранность доказывает удивительная история нашего народа, в которой можно выделить два аспекта:

1.             Мы – вечный народ. Мы не являемся преходящим феноменом, а существуем вечно. Исчезла великолепная древнегреческая цивилизация, как и римская, вавилонская. От них не осталось почти ничего. Мы же выживали во всех исторических катаклизмах. Сам Господь заложил в нас качество вечности, и теперь мы переживаем национальное и духовное возрождение.   

2.             Нравственное влияние, которое наш народ оказал на мир. До возникновения еврейского народа в мире царили дикость, грубость и тьма; в нем не было глубоких нравственных идей, и все правители мира стремились только властвовать и порабощать людей. С возникновением народа Израиля в мире появились нравственные идеи и нормы. Христианство и ислам – это ответвления иудаизма. Весь европейский гуманизм, уважение к человеку, ценность человеческой жизни – источником всех этих идей был иудаизм. Еврейский народ можно сравнить с маяком, свет которого распространяется очень далеко. Это можно сказать и о его роли как народа в истории человечества, и о его отдельных представителях, рассеянных по странам изгнания.

 

Наш народ оказал огромное влияние на мировую нравственность, и именно это вызвало неприязнь всего мира по отношению к нам. Ведь до этого весь мир был сосредоточен на погоне за наслаждениями и на удовлетворении диких страстей, тогда как иудаизм установил моральные обязанности. Разумеется, никому не нравится исполнять обязанности, и поэтому толпа выработала в себе инстинктивную психологическую ненависть по отношению к евреям. Но были и те, кто высоко оценил еврейский народ.

Да, еврейский народ еще не достиг той ступени, о которой сказано «царство священников и народ святой», но простой взгляд на действительность помогает нам убедиться в том, что мы – великий народ, обладающий нравственной и интеллектуальной мощью.

 

Свет для народов

Наши мудрецы говорят, что народ Израиля должен быть светочем для всех народов. Сто лет назад еврейские мыслители Германии объясняли это так: евреи должны быть рассеяны по всем уголкам мира, чтобы распространять свет Торы и нравственности. Разумеется, мы должны распространять свет, но мы стремимся делать это не как разрозненные единицы, а как народ, который живет в своей земле праведной жизнью и распространяет святость на все области материального мира. Народ Израиля, будучи «царством священников и народом святым», будет духовно возносить все народы. В дни Машиаха будет «разделение труда»: царство священников будет заниматься вопросами духовности и нравственности, а все другие народы будут развивать практические стороны бытия – каждый в той области, в которой имеет наибольшие таланты (см. Рамбам, Ѓалахические законы царств, 12:4). Внутри нашего народа также будут существовать люди разных профессий, и не все евреи будут денно и нощно изучать Тору, но главной силой нашего народа будет духовность и нравственность. Народы будут заниматься телом действительности, а мы – ее душой.

 

Тора для народа Израиля и для народов мира

Вопрос: кому и для чего дана Тора Израиля?

Ответ: Тора дана народу Израиля. Вместе с тем, все народы получили искры ее света (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 88б). В Торе заложены общечеловеческие основы, как например, семь заповедей сыновей Ноаха и другие заповеди, предназначенные для все людей на земле. Тора была дана для того, чтобы врата Божественного света были распахнуты для всех людей на земле.

Маѓараль в своей книге Тиферет Исраэль (гл. 16) доказывает, что невозможно полагаться на человеческий разум, чтобы разгадать загадку нравственности, заложенной во Вселенной. Человеческий разум способен осознать только некоторые стороны Божественного света. В качестве примера Маѓараль приводит Платона. Еврейские мудрецы высоко ценили Платона за его философские достижения. Вместе с тем, у него были странные и чуждые нравственности идеи. Например, он предлагал, чтобы люди вступали в брак согласно принадлежности к той или иной ремесленной гильдии, а также общие браки – например, все плотники имеют общих жен, коими постоянно обмениваются. Просто скандал с нравственной точки зрения! Необходимо учение, данное нам с Небес, чтобы научить нас тому, что сокрыто от нашего разума. Тора дана нам, чтобы мы знали, как идти по жизни путем нравственности.

 

Вечность Израиля в ее историческом проявлении

Основой существования нашего народа является вечность Израиля. Обычный процесс возникновения и жизни народов не относится к народу Израиля. История жизни каждого народа похожа на историю жизни человека: рождение, взросление, средний возраст, старость и смерть. Смерть не минует ни одного человека и ни один народ. Рождение народа характеризуется формированием его экономической и социальной основы, расположением на определенной территории, событиями, общими для всех представителей данного народа. Так возникает народ. Как рождение, так и смерть каждого народа подчиняются законам природы и материального мира. Так родились и погибли народы всех царств, которые причиняли страдания народу Израиля: Египет, Вавилон, Персия, Греция, Рим – все они взошли на историческую сцену и, сойдя с нее, бесследно исчезли. Народ Израиля родился благодаря Божественному проявлению на горе Синай, которое потрясло всю землю. О нем сказано: «И обручу тебя Мне навеки, и обручу тебя Мне правдою и справедливостью, благочестием и милосердием; и обручу тебя Мне верностью, и познаешь ты Господа» (Ѓошеа, 2:21-22).

С тех пор как еврейский народ осветил своим светом мир, рука Божественного провидения не прекращала направлять его историю. Согласно законам материального мира, мы уже давно должны были исчезнуть. Однако овечка, которая оказалась в изгнании среди семидесяти волков, не была растерзана. Мощные царства были стерты с лица земли, а ослабевший народ, разбросанный по всему миру, выжил.

Рав Кук пишет об этом (Маамарей ѓа-Раайя, стр. 161): «”Оторванный человек” – это ужас, который более всего страшит душу. Человеку необходимо, чтобы у него была почва под ногами, и чтобы эта почва была устойчива. В чем основная беда изгнания? В оторванности. Это очень страшно, когда человек чувствует, что он в самом прямом и простом смысле оторван от почвы, “подвешен между небом и землей”… Еврей в изгнании не может удовлетворить самую естественную человеческую потребность – стоять на твердой почве, ибо почва эта не его, она не принадлежит ему и его народу. “Человек, не имеющий почву под ногами, – не человек” (Вавилонский Талмуд, трактат Йевамот, 63а). В этом заключается основная беда изгнания, беда поколений еврейского народа, с тех пор как он был изгнан из своей земли и стал скитаться среди народов.

В этих условиях оторванности народу существовать не просто трудно, а невозможно. Вот почему закон истории таков, что народы, оказавшиеся в такой ситуации, неизбежно погибали в течение довольно короткого времени. Однако чудесным образом, выходящим за рамки всех законов, согласно которым существуют народы, народ Израиля существует и живет до сих пор, пусть и жизнью, полной горестей и боли, пусть и в состоянии оторванности. Он не только существует, но и демонстрирует поразительное величие духа во всех странах рассеяния».

Народ Израиля – мужественнейший из народов! Небесная длань направляет историю так, чтобы народ Израиля существовал вечно. Сказал Джамбаттиста Вико, знаменитый итальянский философ, историк и гуманист, основоположник историософии, живший около трехсот лет назад, что история еврейского народа движима сверх-историческими факторами.

Вот выдержки из высказываний нееврейских мыслителей на эту тему:

 

«Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли, затерявшемся в ярком свете Млечного Пути. О евреях, собственно, и слышно-то не должно быть, но они дают о себе знать, о них мы слышали и продолжаем слышать. Они выделяются в среде любого народа, их место в экономике, их значимость неизмеримо выше места и значения любого другого столь же малого народа. Их доля в списке великих имен мирового масштаба в литературе, науке, искусстве, музыке, финансовой деятельности, медицине, новейших открытиях не пропорциональна доле евреев среди других народов, она намного обширней и богаче. Они, евреи, во все времена — в схватке, в сражении с целым миром, и в этой схватке они могут надеяться только на себя, так как никто их не поддержит. И они сражаются не на жизнь, а на смерть, и их можно простить, какие бы средства в этой борьбе они ни использовали. Египтяне, вавилоняне, персы создавали мировые державы, всей планете торжественно и шумно заявляли о своем могуществе, затем таяли, словно дым, и умирали; греки и римляне наследовали их громкую славу и тоже ушли в небытие; другие народы возникали, на время высоко поднимали пылающий свой факел, но он сгорал, оставляя лишь искорки, а подчас и они сгорали. Евреи видели их всех, и сейчас они такие же, какими были всегда: на протяжении веков не знающие упадка или немощи; никогда, так же, как и теперь, не ослаблялось их влияние, их роль в жизни народов, среди которых жили они, не убывала их энергия, мобильность и острота ума.

Все в мире смертно, но не евреи. Все, даже самые сильные, уходят, но они остаются. В чем же секрет их бессмертия?»[1]

(Марк Твен)

 

«Еврей – символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить, ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли, – он, который первым возвестил слова Господа, он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству, – такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он – олицетворение вечности».

(Лев Толстой)

 

«Еврейский народ есть, по преимуществу, народ истории, и в исторической судьбе его чувствуется неисповедимость Божьих судеб. Историческая судьба этого народа не может быть объяснена позитивно-исторически, потому что в ней наиболее ясно проявляется "метафизическое" и та грань между метафизическим и историческим, о которой я говорил как о препятствии для постижения внутреннего смысла истории, именно здесь, в судьбе еврейского народа, исчезает. Я вспоминаю, что в дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с точки зрения материалистической судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования как одного из самых древних народов мира в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, – все это указывает на особые, мистические основы его исторической судьбы». 

(Николай Бердяев, русский философ)

 

Еще более великим чудом является то, что наш народ не только выжил, преодолев законы природы, но и переживает возрождение! После двухтысячелетнего сна на кладбище изгнания иссохшие кости вновь соединились вместе, обросли плотью, обрели жизнь – и вот оно, воскрешение мертвых! Наш народ, который убивали в погромах, сжигали в газовых печах, воскрес! Он возвращается на свою землю и создает там государство, невзирая на гнев жителей пустыни – как настоящей, так и духовной. И с тех пор «Всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно» (Йешаяѓу, 54:17). От испытания к испытанию наша мощь все растет, в стремлении возвратить к жизни творческие силы, сокрытые в нашем народе.

 

Благословен Ты… не создавший меня сыном другого народа

В книге Маамарей ѓа-Раайя приводится статья рава Кука Йеш ве-ѓеэдер («Присутствие и отсутствие»). Рав Кук объясняет в ней, что в мире необходимо и присутствие, и отсутствие чего-то важного. Сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Теѓилим, 34:15). Присутствие нужно для того, чтобы делать добро, а отсутствие – чтобы уклоняться от зла. При этом отсутствие первичнее присутствия, именно оно является основным. Вот почему в нашей Торе так много заповедей-запретов. Прежде следует уклониться от отрицательного, и лишь затем сосредоточиться на положительном.

Именно поэтому мы произносим по утрам благословение: «Благословен Ты… не создавший меня сыном другого народа». Оно ни в коем случае не имеет в виду, что мы презираем другие народы, – вовсе нет! Мы просто хотим обозначить наши особые качества, которых лишены представители других народов. Если мы осознаем, что не являемся обычным народом, мы поймем, что еврейская сущность – это совсем другой мир.

 

Почему народы мира ненавидят евреев – сущность антисемитизма

Около тысячи лет назад наш учитель Рамбам написал «Послание в Йемен». Евреи Йемена обратились к нему, рассказав о той ужасной ситуации, в которой они находились. Они описали преследования со стороны властей и жителей своей страны. «Послание в Йемен» – это пророчество, в котором Рамбам предсказал все горести, что обрушатся на еврейский народ.

В этом послании Рамбам задает трагический вопрос: почему народы мира так сильно ненавидят евреев? Почему в этой ненависти они не ограничиваются лишь пространными рассуждениями, а переходят от слова к делу, убивая и порабощая наш народ, подобно тому, как это было во время египетского рабства? Рамбам отвечает: «Знайте, что Тора наша – подлинная Тора, данная нам Всевышним через [Моше], главу всех пророков, ранних и поздних, что Торой этой Творец выделил нас среди всех живущих на свете. Ведь сказано: "Только праотцев твоих возжелал Всевышний – из любви к ним, и избрал потомство их, вас, из всех народов ныне" (Дварим, 10:15). Не потому, что мы были достойны этого, но по милости Своей и доброте Творец облагодетельствовал нас – ради праотцев наших, обретших заслуги своими благими деяниями познания Творца и служения Ему, как сказано: "Не за численное превосходство над всеми народами возжелал вас Всевышний и избрал вас – ведь вы малочисленное всех народов, но из любви Всевышнего к вам и ради соблюдения клятвы, которой клялся Он праотцам вашим…" (Дварим, 7:7). И потому также, что Творец сплотил нас воедино заповедями и законами Своими, и благодаря [возложенному нами на себя] бремени Торы и исполнению ее установлений обнаружилось наше [духовное] преимущество над другими [народами], как сказано: "И кто [кроме вас] народ такой великий, законы и установления которого справедливы, как и вся Тора эта, которую Я даю вам сегодня?" (Дварим, 4:8). И все народы возревновали великой ревностью к вере нашей, и из-за нее цари подстрекали против нас свои народы, сея ненависть и вражду к нам, и вступили в войну со Всевышним и враждовали с Ним. Но ведь Он – Всемогущий! Кто переспорит Его?» (Послание в Йемен).

Гонители восстают против Самого Всевышнего. Война против евреев – это, по сути, война против Него; в этом и кроется причина ненависти к евреям. Некоторые пытаются найти иные объяснения этой ненависти: умение евреев приспосабливаться к любым условиям, или напротив, отстраненность евреев от окружающих их народов; еврейская практичность, или напротив, тот факт, что евреи слишком погружены в свой духовный мир; приверженность евреев к наживе, за что их ненавидят социалисты, или напротив, то, что она сами социалисты…

Однако все эти причины не способны дать истинное глубокое объяснение антисемитизму. Ненависть к евреям не требует никаких объяснений. Толпа не спрашивает, почему. «С тех пор, как была дана нам Тора, и поныне не было такого царя-идолопоклонника, который не пытался бы искоренить нашу Тору и отвратить нас от нашей веры насилием, огнем и мечом, как Амалек, Сисра, Навухаднецар, Тит, Адриан и многие другие»[2] (Послание в Йемен).

Маѓараль в своей книге Гвурот Ѓашем характеризует антисемитизм как крайнее выражение ненависти Амалека к народу Израиля: «У евреев есть противники, которые, в отличие от того, как это бывает с другими народами, ненавидят их без причины. Так обстоит дело именно с народом Израиля, ибо какой другой народ ненавидят враги без всякой на то причины?»

 

Любовь великих представителей народов мира к евреям

В статье Ѓа-хиют ѓа-исраэлит («Еврейская жизненность») рав Цви-Йеѓуда Кук основные черты народа Израиля. В свои слова он вплетает строки нееврейских мыслителей о евреях. Последуем же и мы его примеру и приведем здесь слова подобного рода.

«Евреи – это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом: быть или не быть, со внушающей ужас сознательностью предпочли быть какою бы то ни было ценою: и этою ценою было радикаль­ное извращение всей природы, всякой естественности, всякой реальности, всего внутреннего мира, равно как и внешнего. Они оградили себя от всех условий, в которых до сих пор народ мог и должен был жить, они создали из себя понятие противопо­ложности естественным условиям, непоправимым образом об­ратили они по порядку религию, культ, мораль, историю, психологию в противоречие к естественным ценностям этих поня­тий. По психологической проверке еврейский народ есть народ самой упорнейшей жизненной силы; поставленный в невозможные условия, он добровольно, из глубокого и мудрого самосохранения, берет сторону всех инстинктов decadence – не потому, что они им владеют, но потому, что в них он угадал ту силу, посредством которой он может отстоять себя против мира».

(Фридрих Ницше)

 

«Старые крепкие дрожжи человечества, евреи всегда возвышали дух его, внося в мир беспокойные, благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему.

Все люди – равны; земля – ничья, а только Божья, человек в праве и в силе сопротивляться своей судьбе и даже с Богом может спорить, – все это написано в еврейской Библии, в одной из лучших книг мира. И заповедь любви к ближнему тоже древняя еврейская заповедь, как и все другие: не убий, не укради.

Где–то в глубине души русского человека – все равно барин он или мужик – живет маленький и скверный бес пассивного анархизма, он внушает нам небрежное и безразличное отношение к труду, обществу, народу, к самим себе.

Я уверен, что мораль иудаизма очень помогла бы нам побороть этого беса, если мы хотим побороть его»

(Максим Горький)

 

«ЧТО ТАКОЕ ЕВРЕЙ?»
Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд!

Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому все еще живет и здравствует.

Что  такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрекся от своей религии и отказался от веры отцов.

Еврей – это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней.

Он – родник и источник, из которого все остальные народы почерпнули свои религии и веры.

Еврей – первооткрыватель культуры. Испокон веков невежество было невозможно на Святой Земле – еще в большей мере, чем нынче даже в цивилизованной Европе.

Больше того; в те дикие времена, когда жизнь и смерть человека не ставили ни во что, рабби Акива высказался против смертной казни, которая считается ныне вполне допустимым наказанием в самых культурных странах.

Еврей – первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на господ и рабов, Моисеево учение запрещало держать человека в рабстве более шести лет.

Еврей – символ гражданской и религиозной терпимости. «Люби пришельца, предписывал Моисей, – ибо сам был пришельцем в стране Египетской».

Эти слова были сказаны в те далекие варварские дни, когда среди народов было общепринято порабощать друг друга.

В деле веротерпимости еврейская религия далека не только от того, чтобы вербовать приверженцев, а напротив – Талмуд предписывает, что если нееврей хочет перейти в еврейскую веру, то должно разъяснить ему, как тяжело быть евреем, и что праведники других религий тоже унаследуют царство небесное. Еврей – символ вечности.

Он, которого ни резни, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч цивилизации не смогли стереть с лица земли, он, который первым возвестил слова Господа, он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству; такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он – олицетворение вечности».

(Лев Толстой)

 

Человеческая и Божественная нравственность

Наша нравственность имеет две стороны. Первая из них – это простая общечеловеческая нравственность, о которой сказали наши мудрецы: «Путь земли предшествует Торе» (Ваикра раба, 9:3). Это нравственность, которая была свойственна нашему праотцу Аврааму: чистое сердце, высокие личностные качества. Вторая сторона – это Божественная нравственность, приникновение ко Всевышнему, стремление к Божественности и готовность к самопожертвованию ради освящения имени Всевышнего. Этому мы учимся у Моше рабейну.

Авраам – это наша основа. Нельзя строить жизнь по Торе, не имея под собой основы в виде общечеловеческой нравственности, которую наши мудрецы называют «путь земли». Главное качество Авраама – забота обо всех людях. Авраам не радуется наказанию для грешников. Напротив, он стремится воздействовать любовью на всех людей и на все Творение. Ицхак был человеком, который всю жизнь стремился к миру. Яаков является воплощением принципа, что только путем раскрытия правды можно добиться мира.

Наши праотцы заложили основы еврейской нравственности, они были «колесницей», служащей раскрытию Всевышнего в мире, в человеческой жизни, жизни еврея. Их души были воплощением нашей национальной души, и потому «все, что происходило с отцами, – знак для сыновей» (комментарий Рамбана на Пятикнижие, Берешит, 12:6). Деяния праотцев символизируют природу, заложенную в нас, и указывают нам путь к основам нашей жизни.

 

Проявление нашей национальной нравственности по отношению к другим народам

Мы стремимся исполнить заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» по отношению к другим народам. Хотя Земля Израиля принадлежит нам по воле Всевышнего, мы все же покупаем ее за полную стоимость. Керен каемет и другие инстанции, которые отвечают за покупку земельных участков в Земле Израиля, выражают наше стремление приобретать за деньги то, что, по сути, принадлежит нам и так. Почему? Потому, что мы не хотим причинять огорчения тем или иным этническим группам и готовы идти на уступки. Так поступали и наши праотцы: Авраам купил пещеру Махпела в Хевроне, Яаков купил Шхем, а царь Давид приобрел за полную стоимость Храмовую гору. Хотя все эти места принадлежат нам, ибо дарованы нам Самим Всевышним, мы хотим, чтобы наши поступки зиждились на любви и нравственности.   

Перевела и подготовила к печати Хана Ар-Шалом


[1] Перевод Маргариты Шкляревской-Кручковой.

[2] Перевод Н. Файнгольда.