История евреев России

История евреев России

July 1, 2005 Автор: Талла Балан - No Comments

 

Данная статья – это попытка сжато рассказать историю евреев, в разное время живущих на территориях стран, ныне самостоятельных, а до начала XX века, входивших в состав Российской империи. С образованием государства Израиль многие граждане покинули эти страны и репатриировались в Израиль. На сегодня еврейское население в них еще значительное, хотя намного меньше, чем было раннее, и поэтому нам кажется, что людям небезынтересно знать историю своих соплеменников, которые жили до них. Рассказ пойдет о жизни евреев таких стран как, Украина, Белоруссия, Литва и Россия.
               Очень трудно в рамках статьи рассказать историю народа, более тысячи лет живущего на этих землях. Поэтому описаны будут те события, которые являются наиболее значительными, которые сыграли важную роль, к сожалению, чаще всего трагическую, в судьбе еврейского народа.
               Многочисленным, почти 2 млн. человек, оказалось еврейское население  в Российской империи после трех разделов Польши в конце 18 века.
               Однако еврейское присутствие на этих землях было зафиксировано в древних источниках еще во времена Киевской Руси IX-XI вв. Причем это были не только хазары, принявшие иудаизм, но и евреи, пришедшие сюда из европейских и азиатских стран. После того, как Римская империя распалась на Римскую и Византийскую, евреи Византийской империи подвергались жестокому притеснению. А в VII в. византийский император Ираклий, боясь растущей силы ислама, запретил все религии кроме христианства. Евреи оказались в Византии вне закона, и вообще были изгнаны из страны. Они разбрелись по различным странам, а часть из них оказалась в Киевской Руси.
               О проживании евреев в Киеве свидетельствует летопись за 1151 г., где говорится, что, защищая Киев от половцев, князь Изяслав Давыдович стал «меж Золотых ворот Жидовских, а Ростислав перед Жидовскими воротами». Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей, которые занимались свободной торговлей, что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения, но жили обособленно и, в основном, в городах. Церковь боролась с еврейским влиянием; а связь с Византией  привела к тому, что на Русь стали проникать оттуда постановления соборов, направленные против иноверцев. И в уставе Ярослава есть закон об отлучении от церкви за сожительство христиан с «бусурманкою или с жидовкою». И, тем не менее, положение евреев в Киеве было достаточно прочным.
               Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом. Евреи-купцы ездили из страны в страну и даже посылали своих детей учиться в Европу, где были лучшие иешивы того времени.
               Нашествие татаро-монголов привело к массовой гибели, как евреев, так и других жителей. Уцелевшие евреи спасались бегством на запад, а в середине 13 века, когда Киев был пуст и разорен, великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве. В 1282 г. для новгородского епископа Климента был даже составлен еврейско-русский словарь.
    14 век ознаменовался пробуждением религиозной мысли в Европе. В то время многие задумались тогда над сущностью религии. В разных странах возникали секты, которые отвергали религиозные обряды, христианский догматизм и видели единственный выход в возвращении к первоисточнику – Библии.

            В это время появилась секта «болгарских жидовствующих». Ее члены отвергали церковную власть, причастие, иконы и священников. По приговору церковного собора члены этой секты были объявлены еретиками, а евреев Болгарии подвергли жестоким притеснениям.

            Но ересь не была уничтожена, а быстро распространилась и проникла вглубь России. «Жидовствующие» появились в Ростове, Пскове, Новгороде и даже в Москве. Среди «жидовствующих» были и высокие церковные чины. Но они исповедовали «ересь» тайно, а явно они были священниками, дьяками, попами и даже митрополитами.

            В 1489 году новым митрополитом Руси стал архимандрит Зосима, и Новгородский архиепископ Геннадий потребовал от него предать «ересь жидовствующих» проклятию, приведя пример испанской инквизиции. В 1492 году окончились семь тысяч лет от сотворения мира по православному христианскому календарю, после чего должен был наступить конец мира, а он не наступил. Это обстоятельство усилило еретические мысли и сомнения в вере, А по еврейскому летоисчислению шел тогда 5252 год, и это был еще один аргумент в пользу учения «жидовствующих». Зосима не только не принял жестких мер к еретикам, но сам был заподозрен в ереси и отрекся от митрополии.

            Однако жидовствующие нашли покровительство у царя Ивана III, так как его невестка Елена была на стороне еретиков. Но из-за семейных неурядиц царь охладел к невестке, заключил ее в темницу и пришел конец влиянию «жидовствующих» при дворе.

            Церковь обвиняла евреев в том, что они склоняли православных к ереси. Поэтому борьба с «жидовствующими» ужесточила политику по отношению к евреям.

            А с воцарением на престол Ивана IV (Грозного) ситуация в России резко изменилась к худшему. Новый царь не признавал евреев, не желающих креститься и исповедовать Христа. Он их либо сжигал живьем, либо бросал в воду. Въезд в Москву иностранным евреям-купцам был запрещен. Однако «ересь жидовствующих» не исчезла, но не проявлялась открыто вплоть до середины 18 века, когда она была обнаружена властями. Но до конца XX века «иудействующие» секты, как их уже называли позднее, существовали в России (деревня Ильинка Воронежской области, например).

            К этому времени в Польше, куда входили соответственно земли нынешней Белоруссии и Украины, проживало уже многочисленное еврейское население. Это были евреи, бежавшие из Европы, которые уцелели во время крестовых походов, те, что избежали смерти, будучи обвиненными в отравлении колодцев во время эпидемии чумы («черной смерти»). Бежали евреи от преследований, гонений и кровавых наветов. Селились в Восточной Европе, в основном, в Польше.

            В 14 веке шляхта и духовенство не набрали еще силы. Евреи не считались людьми короля и находились под его защитой. Они пользовались свободой вероисповедания, беспрепятственно вели торговлю по всей стране, снабжали кредитом короля, высших сановников, духовенство, мелких шляхтичей и мещан.

            15 и 16 вв. ознаменовались уже не бегством, а изгнанием евреев из Центральной Европы, и поэтому еврейское население Польши значительно возросло. Но возросло и влияние шляхты. Теперь силу набрало духовенство. И те и другие враждебно были настроены к евреям. Польские торговцы, мещане не выдерживали конкуренции с евреями, которые уже не одно столетие занимались торговлей, ремеслами и значительно превосходили в этом поляков. Евреи были практически лишены королевской защиты, а когда краковский архиепископ пригрозил королю Казимиру IV муками ада за покровительство евреям, то тот издал указ об отмене всех привилегий евреям. Им было запрещено владеть землей, собственностью вне городов, их ограничили в торговле, в занятиях ремеслами. С этого времени благосостояние евреев резко ухудшилось.

            К 16 веку в Польше появилась антисемитская литература, естественно, с антиеврейской пропагандой, что провоцировало погромы и убийства. Поводом часто служили слухи об отравлении гостии (мучная облатка для причастия, символизирующая тело Христа), ритуальных убийствах.

            Жизнь евреев была тяжелой, в постоянном страхе быть изгнанными, разграбленными и даже убитыми. Но ничто их не могло сломить. У них был свой щит – их вера и мечта о возвращении в Святую землю.

            Где бы евреи ни жили, они селились обособленно, в своих кварталах. Жизнью общины руководила особая автономная организация – кагал. Кагал был в каждом городе, где существовала еврейская община, и отвечал перед правительством и перед христианским населением за всех ее обитателей. Кагал платил налоги, вершил суд в тяжбах между евреями, регулировал внутреннюю жизнь общины: надзор за синагогами, уход за больными, содержание кладбищ, забота о чистоте. Надзор за ценами, наблюдение за нравственностью, наем фельдшеров, повитух, аптекарей, сторожей и ночных караульщиков – любая проблема, любой частный случай рассматривался в кагальных учреждениях для принятия решения. Во главе общины стояли старшины от трех до пяти человек. Эти старшины чередовались между собой каждый месяц. В кагале все дела находились в ведении различных комиссий. Все должности в комиссиях были почетными. За участие в комиссии жалованье не платили.

            В состав комиссии и кагала должны были входить люди «разумные и добропорядочные». Духовным главой общины был раввин. Он назначался обычно на шесть лет. В крупных городах вместе с раввином назначался глава иешивы. Помощником раввина был проповедник – даршан, который по субботам читал и объяснял Священное Писание. При синагоге был общественный кантор. Были шойхеты (резники), писарь еврейского суда, мелкие кагальные чиновники, которые обслуживали школу, синагогу, кладбище. Все эти люди получали жалованье. Жалованье получали также врачи, акушерки, цирюльники, лица, присматривающие за нищими в приюте для бездомных и многие другие. Кроме жалованья, кагал выплачивал властям всевозможные налоги, которые постоянно увеличивались. Но, несмотря на унизительное и бесправное положение евреев, они жили полноценной духовной жизнью. В это время ученый из Кракова раби Моше Иссерлис дополнил знаменитый «Шулхан Арух» Йосефа Каро галахическими решениями ашкеназских раввинов. Поскольку «Шулхан Арух» означает «Накрытый стол», свое дополнение раби Моше Иссерлис назвал «Маппа», то есть «Скатерть». С этим дополнением «Шулхан Арух» был принят повсеместно.

            Постепенно центр еврейской духовной жизни переместился на восток Европы, где появились школы изучения Талмуда. Известен своим необычным методом преподавания раби Поллак. Он применил так называемый прием «пилпул» – острый спор, остроумные доводы и контрдоводы спорящих. И если раньше юноши ездили учиться в иешивы Германии, то теперь уже из Германии приезжали учиться в Польшу. 

17 век был неспокойным для всей Европы. Феодализм принял жестокие, уродливые формы. Горожане стремились к большей свободе, и даже среди крепостных – нищих и подневольных крестьян – начали пробиваться ростки самоуважения, и они выступили на борьбу против рабского состояния, в котором их держали дворяне – землевладельцы.

Украинские крестьяне особенно ненавидели своих польских господ–помещиков. Эти крестьяне принадлежали к русской православной церкви, истоки, которой восходили к христианству бывшей Византийской империи, а польские помещики были католиками. Их ненависть вызывали также и евреи, с одной стороны как иноверцы, пришельцы с чуждыми обычаями и традицией, а с другой стороны, они выступали в качестве посредников между польской шляхтой и украинскими крестьянами в качестве управляющих, сборщиков податей, налогов. И когда в 1648 г. разразилось в Украине казацкое восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, поляки, спасавшиеся бегством, бросили евреев на произвол судьбы. И вся ненависть казаков обрушилась на несчастных евреев. Последствия этого восстания для евреев были ужасны. Погибло более ста тысяч человек, уничтожались полностью целые местечки. Причем убийства совершались с издевательствами, надругательством и дикой жестокостью.

В 1654 г. Украина заключает союз с Россией, и поданными России становятся сотни тысяч евреев. Русский царь Алексей, правивший в то время, войдя в свои новые владения, начал войну с Польшей, и по мере захвата польских городов уничтожал там евреев.

Война России с Польшей продолжалась до 1667 г., и по Андрусовскому договору Левобережная Украина – Малороссия: часть Киевщины вместе с Киевом, а также Смоленская и Черниговская – Северская земли, перешли к Москве. Но на этих территориях евреев уже практически не было. Многие были убиты, а уцелевшие спасались бегством на запад в Польшу.

Но в 1655 г. в Польшу вторглись шведы, которые терпимо относились к евреям; и последние добровольно платили им налоги, хотя шведы могли их отбирать силой. Когда польские отряды отвоевывали у шведов свои города, то покорность шведам была поставлена евреям в вину, как пособничество. И снова начались погромы и гонения.

В 1656 году этот страшный период закончился, и евреи стали подсчитывать свои жертвы. Они значительно превысили потери от крестовых походов и преследований во времена «черной смерти». Семьсот общин были разгромлены, а в Левобережной Украине не осталось ни одного еврея.

Евреев охватило отчаяние. У них была единственная надежда – на спасение с небес. И как раз в это время появился человек по имени Шабтай Цви. Талантливый юноша, постигший мудрость Торы и кабалистического учения, вообразил себя Машиахом (Мессией)  и так всколыхнул умы народа, что евреи поверили ему и пошли за ним. Но, увы, все это оказалось блефом и кончилось тем, что Шабтай Цви принял ислам под давлением турецкого султана и больной, одинокий скончался в тюрьме.

Хмельнитчина и крушение мессианских чаяний пагубно отразились на психологическом состоянии евреев.

Переход Шабтая Цви в ислам вызвал смятение. Подавляющее большинство отшатнулось от ренегата, но многие не могли примириться с такой развязкой, продолжая верить, что он еще вернется и закончит начатое дело. Но когда надежда на возвращение Шабтая Цви окончательно рассеялась, мессианские идеи продолжали волновать евреев. В Подолии и Галиции существовало много тайных саббатианских кружков, которые доходили до крайней степени преступности, чтобы ускорить приход Машиаха. Другие изводили себя мистическими бреднями, чертовщиной, талисманами, заклинаниями. И в этой мистической среде появился человек по имени Яаков Франк и дал начало новому движению, которое известно в еврейской истории под названием «франкизм».

Яаков Франк 1726-1791 гг. спустя столетие после выступления Шабтая Цви объявил себя его преемником. Ученые и раввины того времени рассматривали франкизм как еще один вредный результат увлечения каббалой. Совет раввинов отлучил эту крайнюю группу от общины и объявил, что отныне лишь ученые-талмудисты или зрелые учащиеся не моложе тридцати-сорока лет могут заниматься изучением каббалистической книги «Зоhар».

Вторая половина 17 века и начало восемнадцатого принесли с собой много горя для евреев: кровавые погромы, войны, убийства и разрушения. Повседневная жизнь еврейских местечек становилась все более невыносимой. Народ не мог жить без надежды хотя бы временами, хотя бы изредка. Людям нужна была радость жизни. Лжемессианство потерпело поражение. И тогда возникло новое религиозное движение среди украинских евреев, которое оказало глубочайшее влияние на всю еврейскую жизнь – хасидизм, что в переводе означает – благочестие. Хасидизм, оставаясь на базе традиционной веры, внес в ту беспросветную жизнь радость и восторг. «Тот еврей, который не испытывает радости от самого факта что он еврей, не благодарен Небесам; значит, им не постигнут смысл того, что он рожден евреем», – писал один из хасидов. Не случайно хасидизм сразу же распространился в Украине – в Подолии и на Волыни. Еврейское население здесь было простое, неискушенное, не очень грамотное. Но это были глубоко верующие люди. И им нужен был человек, который бы возвысил их в собственных глазах, внес в их жизнь теплоту, удовлетворил их тягу к чудесному. И такой человек появился. Звали его раби Исраэль бен Элиэзер, или Баал Шем Тов (Бешт), что означает дословно «обладатель доброго имени». Как писали о нем впоследствии: «В восемнадцатом веке появился раби Исраэль Баал Шем Тов и опустил Небеса на землю»

Скромный добытчик извести пришел к убеждению, что Шхина – Божественное Присутствие – обитает во всем живом. Каждый человек, верил он, может видеть и ощущать Шхину как внутри себя, так и вокруг. Каждый, утверждал Бешт, будь то ученый или простой работник, может достичь духовных высот путем молитв, религиозного созерцания и постоянного стремления облагородить жизнь преданностью Творцу и его заповедям; добротой и любовью к любой твари. Он учил, что радостное «служение сердцем» важнее сухого выполнения ритуала. Учение Исраэля было близко сердцам не только его учеников, но и простым людям еврейской общины.

Вожди хасидов назывались цадиками (праведниками). И ученики ревностно следовали их указаниям. Цадики имели в народе большой авторитет и влияние.

Противниками хасидов были митнагдим (буквально – противники). Во главе их стоял Виленский Гаон. Митнагдим, наоборот, видели служение Творцу не в религиозном созерцании, а в упорном изучении Торы и Талмуда.

Между двумя группами велась сначала ожесточенная борьба. Но со временем они поняли, что главное – это служить Творцу, научились уважать друг друга и признали ценность вклада, внесенного в иудаизм той и другой стороной.

Баал Шем Тов умер в Украине в Меджибоже в 1760 году, оставив после себя тысячи учеников и последователей. Хасидское движение сильно еще и сегодня, несмотря на все гонения, притеснения и катаклизмы, которые сопутствовали ему на протяжении почти трехвекового существования.

В 1768 году в Украине вспыхнуло новое крестьянское восстание под названием Колиивщина. Очередная кровавая бойня была устроена еврейскому населению, хотя восстание было против поляков. Однако полякам удавалось откупиться, и вся ненависть была направлена против евреев. В этом восстании евреи героически защищались, и им удалось уничтожить немало своих обидчиков, однако силы последних значительно превосходили и последствия этого восстания были плачевны. Но и здесь евреи проявили преданность своему Б-гу. Одна женщина, боясь, что если ее убьют, то детей обратят в христианство, бросилась в реку с детьми, и все вместе утонули.

Резня была такой жуткой и жестокой, что Россия, боясь как бы восстание не перекинулось на ее земли, усмирила гайдамаков, но уже после того, как десятки тысяч евреев были загублены.

Героизм «славных сынов украинского народа» воспел Т.Г.Шевченко в своей поэме «Гайдамаки».

Все эти события происходили во время царствования Екатерины II, которая увлекалась в молодости идеями французских просветителей, ратовала за равноправие всех граждан, свободу вероисповедания и веротерпимость. Однако все это заканчивалось, когда доходило до судьбы евреев. Именно по указу Екатерины II в 1795 году появилась «черта оседлости», которая на более чем 100 лет, а точнее – до Февральской революции 1917 года, определила жизнь евреев, которых заточили в местечки (штетлы). Там они жили в тесноте и духоте, бесправные, под вечным страхом погромов и гонений. После трех разделов Польши к 1795 г. на территориях, принадлежавших России, проживала большая часть европейского еврейства. И эти люди обязаны были жить в густонаселенной местности без права покидать ее, не имея возможности получать высшее образование, участвовать во многих сферах общественной жизни. Но общины черты оседлости жили полной и деятельной еврейской жизнью, и, в отличие от своих западноевропейских соплеменников, почти не склонялись к ассимиляции. Образ жизни, сложившийся в черте оседлости, был основан на братстве, добрососедских отношениях и подлинной привязанности друг к другу.

Сменяли друг друга императоры России. После Екатерины II правил Павел I, Павла I сменил Александр I. Но ничего не менялось для евреев, а если что-то и менялось, то всегда к худшему.

Российскую империю населяло множество народов, но ни для одного народа не издавалось столько указов, как для евреев. Ни одному народу не указывали, где жить, какую одежду носить, какой профессией овладевать, в какую школу детей отдавать и чему их там учить. После ограничительных указов Екатерины II, за обустройство евреев взялся Гаврила Державин. «Переселить, не допускать, с женами на каторгу не отправлять, дабы не размножались они там, ослабить их фанатизм», – вот перечень тезисов одного из наиболее просвещенных мужей России о благоустройстве евреев. Восшедший на престол  в 1801 году Александр I,  восшедший на престол  в 1801 году вроде желал решить еврейский вопрос наилучшим образом. Но один из пунктов «Положения» о евреях 1804 года обрекал их на разорение, скитание, потерю всех средств к существованию. Это пункт, запрещающий жить евреям в сельской местности, содержать кабаки и постоялые дворы, брать в аренду что-либо. В сельской местности тогда проживало примерно четверть миллиона евреев. И эти люди в одночасье потеряли все. Нищета еврейского населения была повсеместной. Киевский губернатор докладывал в Петербург: две трети евреев находятся в таком состоянии, что «с величайшим усилием находят они теперь дневное пропитание».

«Позаботился» царь в этом же «Положении» о том, чтобы евреям дать фамилии, так как до сих пор в России у них фамилий не было. Фамилии придумывали разными способами от профессий (Шойхет, Менакер, Шнайдер), от женских имен (Малкин, Башевис, Брохес), от места проживания или места исхода (Варшавский, Виленский, Житомирский) и др.

Перед войной 1812 года появились новые осложнения у евреев. Власти начали сомневаться в их верности России. Возникли сомнения –  не перейдут ли они, гонимые и угнетаемые, на сторону неприятеля. С вторжением Наполеона в Россию польское население почти целиком перешло на его сторону. Путь французской армии из Польши на Москву лежал по заселенным евреями городам и местечкам. Но война показала, что евреи остались верными своему государству. А «наградой» им было варварское налогообложение и обвинения в ритуальных убийствах.

Александра I сменил в 1825 году Николай I, желающий подогнать все под один ранжир. Евреи, жившие обособленно в черте оседлости, со своей верой и обычаями, отличавшими их от других народностей, раздражали правителей, желавших добиться единообразия в государстве.

И в 1827 году Николай I подписал указ: «Повелеваем обратить евреев к отправлению рекрутской повинности в натуре».

Этот указ вызвал ужас и смятение у евреев. Все понимали, что, если еврейский юноша попадет в чуждую и враждебную среду, он уже не сможет выполнять предписания религии и сохранять еврейский образ жизни. А именно это преследовали власти. Притом на военную службу забирали не юношей, а детей до 13 лет, чтобы они не успевали стать совершеннолетними, когда выполнять заповеди Торы – обязанность еврея. Забирали в рекруты на 25 лет. И там еврейских мальчиков принуждали креститься. Известен случай, когда несколько сот мальчиков, согласившись якобы креститься, прыгнули в воду, но не вынырнули. Все дети добровольно утопились. Очевидно, они заранее договорились покончить с жизнью, умереть ради своей веры. Современник писал, что до конца пятидесятых годов ни один их всех сданных солдат назад не вернулся. Многие дети погибали еще по дороге в школу кантонистов. Так называли евреев-рекрутов. В книге «Былое и думы» А.Герцен описал свою встречу с этими детьми – осенью, под холодным дождем, на этапе возле города Пермь: «Привели малюток и построили в правильный фронт, это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал…Мальчики двенадцати, тринадцати лет еще кое-как держались, но малютки восьми, десяти лет…бледные, изнуренные, с испуганным видом стояли они в неловких солдатских шинелях. Белые губы, синие круги под глазами. И эти больные дети без уходу, без ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу…»

За тридцать лет правления Николая I было издано около шестисот указов о евреях. И хотя евреи вели весьма покорный и мирный образ жизни, правительство вводило один закон за другим, чтобы «обезвредить» евреев и тем самым обезопасить себя, а также непременно обратить их в православие. Но, чем большее давление испытывали евреи, тем сильнее они замыкались в себе и тем упорнее держались своей веры. Своими постановлениями правительство вторгалось во все области внутренней еврейской жизни и даже пыталось изменить их внешний облик.

Власти ввели налог на шитье еврейской одежды, затем на ношение одежды. За ношение кипы взимали от трех до пяти рублей в год – деньги по тем временам большие. А с 1851 года  еврейская одежда вообще была запрещена. Женщинам запрещали брить головы при вступлении в брак. А талиты и тфилин разрешали носить только в синагогах. Но евреи упорствовали. Мужчины надевали длинные, до пят халаты, под которыми прятали короткие панталоны, чулки и башмаки. Женщины носили низко повязанные косынки, чтобы скрыть бритые головы.

Затем царское правительство пришло к выводу, что главная причина еврейской отчужденности кроется в Талмуде.

Против Талмуда и его последователей, решили власти, бессильными окажутся рекрутчина и все «полицейские ограничения». Для этого следует влияние Талмуда устранить «просвещением». И началась атака на традиционное еврейское образование. Вместо хедеров для еврейских мальчиков открылись казенные школы с обязательным изучением общеобразовательных предметов и русского языка. Правительство так жаждало «перековать» евреев, что в образовании предоставляло им большие привилегии, чем коренному населению. Не очень-то чиновники стремились просвещать свой народ.

Хотя эти казенные школы содержались на еврейские деньги, отношение к ученикам было грубое и унизительное. Их оскорбляли, обзывали «паршивыми жиденятами». Еврейские предметы преподавали в «антиталмудическом духе».

Но, даже получив светское образование, выпускники не могли вырваться из черты оседлости, а потому более других ощущали свое бесправие и унижение, так как не могли нигде применить свои знания.

Вдруг, неожиданно, в 1836 году правительство решило заселить евреями пустующие земли Сибири. Желающих переселиться оказалось много. Жизнь взаперти была невыносимой, из года в год ожидали новых ограничений, а здесь появилась надежда. Тем более, что переселенцев освободят от рекрутской повинности на 50 лет.

Люди распродавали свое скудное имущество, и самостоятельно отправлялись в путь. Евреев видели в Тамбове, Пензе, Симбирске, Казани. Но вдруг Николай I запретил переселение и приказал вернуть всех евреев «кои находятся в пути». Те же, кто добрался до Сибири, испытывали трудности, как в жилье, так и в пропитании. Местное население не было готово к приему переселенцев. Люди жили в тесноте. Сразу вспыхнули эпидемии тифа, дизентерии, которые унесли большое количество евреев.

В 1844 году вышел указ об отмене кагалов. Таким образом, евреи лишались общинной автономии, но специальные еврейские налоги для евреев оставили в силе.

И еще евреев разделили на «полезных» и «бесполезных». Даже высшие государственные чины признали эту меру «кровавой операцией над целым классом людей».

Но возражения не помогли, не помогли и просьбы Государственного Совета. И в 1851 году Николай I утвердил «Временные правила о разборе евреев», по которым евреев разделили на пять разрядов: купцы, цеховые ремесленники, земледельцы, «мещане оседлые», владеющие недвижимостью, приносящей доход», а также «мещане неоседлые».

«Бесполезными» были признаны последние, так как не владели недвижимостью: мелкие торговцы, приказчики, извозчики, канторы,, меламеды, резники, синагогальные служители, посредники, чернорабочие. Они считались тунеядцами. Для «обуздания тунеядства» правительство готовило применение к ним жестких полицейских мер. Но начало Крымской войны по-мешало внедрить этот закон в жизнь, так как было уже не до евреев.

В 1846 году в Петербург приехал сэр Мозес (Моше) Монтефиоре, баронет, верховный судья Лондона, знаменитый на весь мир защитник евреев, прославившийся как спаситель от казни евреев Дамаска, обвиненных в ритуальном убийстве. Высокого гостя встретили с уважением и почестями. Он объездил множество мест, где проживали евреи. Но когда Монтефиоре прислал из Лондона свои записки о положении евреев, где говорил, что евреи для своего преуспевания должны не заслужить равные с другими народами права, а получить их, Николай I отреагировал категорично, что этого допустить нельзя, и на свой век он этого не допустит.

Смертью в 1855 году закончилось тридцатилетнее правление Николая I. Россия вздохнула свободнее. На престол взошел Александр II.

Первым значительным событием была, конечно, отмена крепостного права. Евреи с надеждой ждали улучшения жизни и для себя.

И действительно, евреев уже принимали на учебу в гимназии и высшие учебные заведения. Они выгодно отличались способностями и прилежанием от своих нееврейских соучеников. Во всех учебных заведениях ввели поощрительные стипендии для евреев.

Но наплыв желающих учиться был так велик, что со временем эти стипендии отменили. Это стремление к светскому образованию не затронуло основной массы еврейского населения, которое продолжало посылать своих детей в хедеры и иешивы. Но «Хаскала» – Просвещение врывалось в еврейское местечко.

Появилась своя еврейская проблема «отцов и детей». Дети «маскилим» (приверженцы Хаскалы) через гимназии и университеты уходили их своего народа.

Большим событием было появление в 1860 году первой еврейской газеты на русском языке «Разсветъ», но просуществовала она всего один год, так как цензура запретила даже намеками публиковать в ней материалы с мыслью об уравнивании евреев в правах с другими народами. Тем не менее в годы правления Александра II стремительно развивалась экономика страны. И надо отметить, что немалый вклад в это развитие внесли евреи. Их коммерческая хватка, талант к торговому делу, предприимчивость вскоре привели к появлению целого клана промышленных королей. К примеру – сахарозаводчики Бродские, Зайцев, Балаховский, Рафалович. Братья Поляковы учредили банки. Банкирский дом Гинзбургов финансировал строительство железных дорог. Евреи же развивали судоходство. Поначалу правительство не делало никаких национальных различий, но активность евреев начала вызывать раздражение. И уже еврейские успехи и их конкуренцию начали называть эксплуатацией. Напряжение нарастало и в 1871 году это вылилось в жестокий погром в Одессе.

Это был серьезный предупредительный сигнал. Но евреи, упиваясь своими успехами, гнали от себя мрачные предположения.

В это же время изменилось к лучшему отношение к евреям-солдатам в царской армии.

Сократился срок службы до шести лет и евреи могли держать экзамен на получение офицерского чина. Им разрешалось поступать в военные и юнкерские училища, но в 1875 году Александр II секретным указом это запретил. Русско-турецкая война еще раз показала, что ни преданность государю, ни героизм и  готовность отдать жизнь за отечество не изменят презрительного отношения к евреям, не искоренят вековой к ним ненависти.

Тысячи еврейских солдат сражались в этой войне. Но достаточно было кучке еврейских аферистов быть уличенными в хищении провианта, как их вину распространили на весь народ, и уже не видели рядового еврейского солдатика, который отдавал жизнь за Россию.

Образ местечкового еврея крепко проник в сознание людей, и даже российские писатели-интеллектуалы не могли отказаться от этого стереотипа. Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин, Н.Некрасов вырисовывали еврея хитрого, хищного, плохо говорящего по-русски. А ведь эти люди владели умами граждан, были авторитетами не только для современников, но и для последующих поколений.

Популярность Александра II постепенно падала. Начав так многообещающе, он вскоре резко изменил свою политику. Очень болезненно восприняла интеллигенция ссылку и гражданскую казнь И.Чернышевского. Закрывались вечерние школы, столовые для бедных, библиотеки. Исключали из университетов «неблагонадежных студентов», без суда ссылали их на север. В это время появилось движение «народничества» – хождения в народ. В этом движении участвовали и евреи. Они мечтали о слиянии с русским народом. Первым выступил против идеи «слияния» Перец Смоленскин. Но власти уже разгромили народников, и несколько сот человек попали в тюрьмы и ссылки.

На смену народникам пришла организация «Земля и воля», которая методом своей борьбы выдвинула террор.

Первого марта 1881 год  было совершено покушение на Александра II. Царь был убит. Среди организаторов этого покушения была еврейка Геся Гельфман. Это обстоятельство было на руку царскому правительству. Именно евреев обвинили в организации убийства императора, хотя роль Геси Гельфман сводилась только к содержанию конспиративной квартиры.   Тяжелое положение народа и вызванное этим его недовольство пугало власти. И со стороны правительства начались провокации и подстрекательства против евреев, как главных виновников бедственного положения народа. Недолго пришлось ждать желаемой реакции толпы. Волна жутких погромов прокатилась по югу России. В этих погромах погибли десятки тысяч евреев.

Два пути для себя избрали евреи после погрома. Одни массово эмигрировали в Америку, другие в Палестину.

И это положило начало палестинофильскому движению.

Одесский писатель Моше Лилиенблюм опубликовал в еженедельнике «Рассвет» статью «Общееврейский вопрос и Палестина». Главная идея этой статьи выражала мысль, что во всех странах рассеяния евреи – инородное тело;  их терпят пока хозяину это выгодно, а при малейшей конкуреции от них желают избавиться, причем не брезгуя никакими средствами. И единственный выход – совершить Исход из России в Палестину, как это сделал народ более 3-х тысяч лет тому из Египта. Сразу же появились противники этой идеи, но важнее писать о том, что живо откликнулись сторонники. Рав Шмуэль Могилевер основал в Варшаве кружок «Бней Цион» («Сыновья Сиона») для заселения и освоения Эрец-Исраэль. Вслед за ним по-добные кружки появились в Москве, Петербурге, Харькове, Белостоке, Кременчуге и других городах.

В 1882 году в Харькове организовался кружок во главе  с Израилем Белкиндом. Его участники решили отправиться в Палестину, основать там кооперативные товарищества и подготовить место для тех, кто приедет вслед за ними. Свой кружок они назвали «БИЛУ» по первым буквам девиза пророка Исайи «Бейт Яаков леху ве-нелха» («Дом Яакова, вставайте и пойдем»). Члены кружка ездили по городам России и призывали молодежь. Всего набралось пятьсот двадцать пять человек: студенты, гимназисты, учителя, ремесленники.

Первыми приехали в Палестину Гилель Минц, Яаков Черток, а вслед за ними небольшая группа из 13 человек, среди которых была одна девушка.

А в России продолжалась дискриминационная политика в отношении евреев. В 1882 году военный министр распорядился, чтобы в русской армии было не более пяти процентов медицинского персонала из евреев.

Была также введена процентная норма для евреев при поступлении в высшие учебные заведения. В черте оседлости эта норма составляла 10%, а вне черты – 5%.

В селах и деревнях могло проживать также ограниченное  количество евреев.

В конце 1890 году в лондонской газете «Таймс» напечатали воззвание в защиту российских евреев».

Воззвание в России не опубликовали, но косвенно ответили, что никогда «семитам так легко не жилось, как в России теперь. Но чем больше семиту дают, тем больше он жалуется».

А тем временем евреев изгоняли из Москвы и Петербурга.

Евреев вытесняли из всех завоеванных позиций не только во внутренних губерниях, но и черте оседлости. Был полностью закрыт прием евреев на государственную службу.

Началась массовая эмиграция. Уезжали через Краков, Гамбург; уплывали из Одессы.

Но эмиграция не перекрывала прирост еврейского населения России.

В этот момент появился еврейский банкир из Парижа барон Гирш и предложил свои деньги для улучшения положения евреев России. Он решил пожертвовать пятьдесят миллионов франков на обустройство черты оседлости, но российское правительство пожелало само распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению. Гирш на это не согласился и употребил огромные средства в помощь евреям Галиции.

В январе 1897 года  в Российской империи проводилась перепись населения. По этой переписи в России насчитывалось 5.189.401 человек. Подавляющее большинство евреев (93%) проживало в пятнадцати губерниях черты оседлости. А вне черты – 314.765 человек. По своему количеству иудеи занимали четвертое место после православных, мусульман и католиков.

Перепись привлекла внимание тем, в каких тяжелых условиях проживали евреи: в тесноте, нищете, голодные, босоногие и оборванные. Но…поголовно грамотные.

В это же время в России начинают распространяться  идеи сионизма. Но «штетлы», где большинство религиозное, с недоверием воспринимали новые веяния, уповая на чудо и на освобождение с небес.

В местечках идет жизнь своим чередом: хедер, иешива, свадьба, брит-мила, бар-мицва.

А в России уже правит Николай II. И антисемитская, кровавая вакханалия снова захлестнула страну. Погромы в Киевской губернии, Вильно. Повод – кровавые наветы. И, неслыханный по своим масштабам и жестокости, разразился Кишиневский погром.

Он продолжался  два дня. Начался в воскресенье 6 апреля 1903 года на исходе Песаха и в первый день христианской  Пасхи.

Этот погром был с высочайшего разрешения «Его Императорского  Величества». В Кишиневе были разгромлены полторы тысячи еврейских домов и лавок, сотни людей были изувечены, десятки убиты. «После погрома евреи собрали изорванные свитки Торы, уложили их в глиняные сосуды, в отдельный сосуд положили свиток с описанием тех трагических событий  и понесли хоронить». «А на тридцатый день после погрома собрались в Кишиневе на траурное богослужение хромые, безрукие, искалеченные люди. Стоны и плач наполнили синагогу. Впечатление потрясающее, невыразимое…» (из рассказов очевидца).

Затем о предстоящих погромах заговорили в Киеве, Житомире, Бердичеве, Тирасполе и Воронеже.

Ни один город, ни одно земство не откликнулись на ужасы Кишинева.

Евреи Петербурга просили правительство выделить хоть какие-то средства для помощи вдовам и сиротам, но все просьбы о помощи или даже о сочувствии пострадавшим потерпели полную неудачу.

Газеты всего мира писали о Кишиневском погроме. Люди со всего мира собирали средства для оказания  помощи пострадавшим, и только российское чиновничество осталось безучастным.

В январе 1904 года началась русско-японская война. И здесь евреи проявили свою любовь и преданность своей мачехе-Родине. В синагогах служили торжественные молебны «о даровании доблестной победы русскому воинству». По всем общинам собирали пожертвование «на военные нужды», на нужды семейств убитых; одесский банкир З.Ашкенази на собственные средства сформировал санитарный поезд. Нищие местечки жертвовали  крупные средства. А за это евреев не допускали в  юнкерские училища, а в солдаты брали даже таких, кто, не будь он евреем, освобождался от воинской повинности. После приема всех новобранцев отпускали по домам, а евреев держали под стражей по несколько недель.

Правда, врачей-евреев уже принимали в армию без ограничений.

Солдаты евреи сражались также самоотверженно, как и православные.

В первых боях немало их было награждено Георгиевскими крестами.

А когда раненых солдат привозили в московские госпитали, то их родителям не разрешали въезд в Москву, чтобы проведать своих сыновей. И только-только они выходили из госпиталя, еще слабые, изувеченные, их тут же высылали из Москвы.

Всем известный герой русско-японской войны Йосиф Трумпельдор в бою потерял руку. Но, выйдя из госпиталя, он писал ротному командиру: «У меня осталась одна рука – правая. А потому, желая по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь, прошу ходатайства вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвера». В приказе по полку отметили: «Эти слова следует вписать золотыми  буквами в историю полка».

Но, увы, война затянулась. Российские солдаты гибли. И по стране поползли слухи, что виной всему «мировое еврейство», подтолкнувшее Японию к этой войне.

Клевета была чудовищной – якобы евреи всячески помогают японцам, чтобы те одержали быстрейшую победу. От слухов о «виновниках» один шаг до погрома. И осенью 1904 года началась волна погромов. Начало было в городе Александрия Херсонской губернии, затем в Минске, Смоленске, Мстиславе.

Революция 1905 года не прошла мимо евреев. Они принимали участие в забастовках, студенческих митингах протеста. И не знала Россия до этих пор таких зверских и жестоких еврейских погромов (например, в Одессе, в октябре 1905 г.).

В это время в России шла подготовка к выборам в Первую государственную Думу. В тайных типографиях печатались прокламации с призывом бойкотировать еврейских кандидатов. В конце декабря 1905 года Николай II принял депутацию «Союза русского народа» – новой, явно антисемитской, политической организации. Они попросили его: «Великий Государь, повели не давать евреям равноправия с нами, иначе они будут владычествовать над нами». «Я подумаю», – ответил Николай II, и согласился принять знаки принадлежности к Союзу для себя и наследника престола. Однако двенадцать депутатов-евреев были избраны в Думу; трое из них поддерживали «трудовую группу», а девять – партию кадетов.

При решении различных государственных проблем у Думы нашлось время для обсуждения и еврейской проблемы, и депутаты единогласно потребовали установления «равенства всех без исключения перед законом». Однако это осталось только на бумаге.

В дни работы Первой Государственной Думы разразился погром в Белостоке. И впервые в истории России с трибуны Думы депутаты во всеуслышание заявили, что ответственность за погромы ложится на власть, как местную, так и центральную. Но дни Первой Думы были уже сочтены, так как Николай II подписал манифест о ее роспуске.

Во Вторую Думу из многомиллионной черты оседлости прошло лишь четыре депутата-еврея. «Западная половина России от Бессарабии до Варшавы кипит ненавистью к евреям…», – говорил с трибуны депутат В.Шульгин.

Жизнь евреев России в эти годы протекала от одной волны погромов до другой. Лишь отдельные лица протестовали против национальной и религиозной вражды. Это Л.Толстой, Н.Горький, В.Короленко, А.Куприн, Л.Андреев.

Но их протесты были едва слышны в оголтелой черносотенной пропаганде. Председатель Совета министров П.Столыпин понимал всю напряженность и взрывоопасность ситуации в России, и ему было ясно, что в еврейском вопросе необходимы срочные реформы, чтобы успокоить пока еще нереволюционную часть еврейства, так как революционная уже довольно многочисленна. В 1906 году он подал императору свои предложения отменить некоторые ограничения «как отжившие и вселяющие раздражение». Но Николай II ответил отказом.

В это время резко активизировалось российское сионистское движение. В ноябре 1906 года на третьем съезде русских сионистов в Хельсинки было решено создать в России самостоятельную сионистскую партию, основными пунктами программы которой были:

– обеспечение евреям прав национального меньшинства;

– права законоутвержденого самоуправления во всех делах еврейского национального быта;

– право на пользование национальными языками в школах, судах и общественной жизни;

– соблюдать субботу вместо воскресенья в торговых заведениях.

Одновременно с активизацией сионистского движения началось массовое бегство евреев из России. Бежали в Англию и Францию, Южную Америку и Южную Африку, Канаду и Австралию.

Поток беженцев достиг и Палестины. Это была вторая волна репатриации до начала Первой мировой войны. Она составила около сорока тысяч человек. А антисемитская вакханалия в России продолжалась. Одна за другой издавались юдофобские книги: «Программа завоевания мира евреями», «Корень наших бед», ну и, конечно, «Протоколы сионских мудрецов». Все это подогревало ненависть к евреям и в 1911 году вылилось в печально известное «Дело Бейлиса».

Тридцатисемилетнего Менделя Бейлиса, управляющего кирпичным заводом в г.Киеве, отца пятерых детей, обвинили в ритуальном убийстве православного подростка. Дело происходило в 1911 году. В XX веке не погнушались дать ход кровавому навету, как в мрачное средневековье. Все версии следствия рассыпались, как песчаные замки. Один за другим менялись следователи. Истинная убийца Вера Чеберяк для своего спасения отравила сына и дочь, боясь, что они ее выдадут. Властям очень удобно было разжечь антисемитскую компанию, так как ситуация в империи была напряженной. Следствие длилось более двух лет. В 1-й день суда 5 сентября 1913 года многие евреи постились, в синагогах России читали специальные молитвы, в Житомире отменили торжества праздника Симхат Тора. Это дело имело резонанс во всем мире. В Европе и в Америке проходили демонстрации протеста. В суде же дебаты разворачивались не столько о виновности Бейлиса, сколько о проблеме употребления крови христианина при изготовлении мацы. Даже жандармы, охранявшие Бейлиса, в разговоре между собой говорили: «Как судить Бейлиса, если разговоров о нем в суде нет». Передовая интеллигенция обратилась к русскому обществу «не верить мрачной неправде, которая уже не раз обагрялась кровью, убивала одних и покрывала грехом и позором других».

Процесс закончился полным провалом планов самодержавия. Бейлиса оправдали, он уехал в Америку, там с его слов дочь записала книгу «История моих страданий». Умер М.Бейлис в 1934 году в Нью-Йорке.

А в историю еврейства это событие вошло под названием «Дело Бейлиса».

Первая мировая война принесла новые беды евреям. К этому времени в Российской империи было почти 6 миллионов евреев и все они проживали в районах боевых действий. В этот период евреев уже обвиняли в шпионаже. Шпиономания доходила до абсурда. Главным аргументом было знание языка идиш, а значит, возможность общаться с немцами. Поэтому был приказ главнокомандующего В.Янушкевича выселять евреев из прифронтовых районов. «Это было жуткое зрелище» – вспоминает очевидец. В двадцать четыре часа выселяют все еврейское население города. А в зоне боевых действий расклеивали объявления: «В каждом населенном пункте будут взяты евреи-заложники, отвечающие жизнью за враждебные акты, совершенные их соплеменниками». В заложники брали обычно раввинов и уважаемых граждан общин.

В августе 1915 года Николай II стал главнокомандующим русской армией, – и выселение евреев прекратилось, но солдаты-евреи на фронте тоже страдали от антисемитизма.

Второго марта 1917 года Николай II отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству. После большевистского переворота в октябре 1917 года Россия вышла из войны, но началась интервенция стран Антанты и гражданская война, которые принесли новые страдания и несчастья евреям России. С окончанием гражданской войны, в результате которой победили большевики, началась новая эра для евреев, уже советская эра. Но это тема другой статьи.

Вглядываясь в прошлое евреев России, ты видишь, что история еврейского народа – это вереница драматических событий. На протяжении столетий евреи были унижены, гонимы. Их притесняли, громили и убивали. И в этих тяжелых условиях они жили полноценной духовной жизнью. Евреи – единственный народ России, у которого была почти стопроцентная грамотность. Родители продавали последнее,  чтобы отправить сына учиться.

Если у других народов Российской империи интеллектуальная элита представляла собой людей из высших слоев общества – в основном дворян, то из бедных, бесправных местечек вышли замечательные писатели – Менделе Мойхер Сфорим, Шолом Алейхем, поэты С.Фрут и Нахман Бялик, музыканты Яша Хейфец и Йеhуда Минухин, художники И.Леви-тан и Марк Шагал.

Евреи, которые благодаря своим способностям и упорному труду, сумели разбогатеть, всячески помогали не только своим соплеменникам, но и другим народам. Такие крупные меценаты как Л.Бродский, М.Гинсбург, И.Зайцев жертвовали большие средства на благотворительные цели. На их деньги содержались школы, больницы, строились синагоги. Многие евреи для того, чтобы добиться в жизни достойного места, уходили в православие, и они добивались высот; но, увы, тем самым обкрадывали свой народ. А те, кто, несмотря ни на что, оставались верными своему народу, на века составляют его гордость, его богатство. Они дождались своего звездного часа, приехали на свою землю и уже там, в Эрец-Исраэль, трудились на благо своей страны и своего народа.

Литература:                                                                    

1.Этингер Ш. «История еврейского народа». – Гешарим, Москва,-Иерусалим, 2001

2.Дубнов Ш. «Краткая история евреев», – изд. Феникс, Ростов – на – Дону, 2000

3.Кандель Ф. «Книга времен и событий», ч.ч. 1-3. История российских евреев. Иерусалим:  Гешарим, 2002