"И было, когда услышали вы голос из темноты, а гора пылает огнем, то приблизились ко мне главы колен ваших и старейшины ваши и сказали: "Вот показал нам Бог Всесильный наш славу Свою и величие Свое, и голос Его слышали мы из огня. Сегодня видели мы, что невозможно, чтобы говорил Всесильный с человеком, и тот продолжал бы жить. И вот зачем же нам умирать? Приблизься ты и послушай все, что скажет Бог Всесильный наш, и ты перескажешь нам все, что скажет тебе Бог Всесильный наш, и выслушаем, и исполним" (Дварим, 5:20-22,24).
"И взошел Моше на гору, и покрыло облако гору. И пребывала слава Бога на горе Синай, и покрывало ее облако шесть дней; и воззвал [Всевышний] к Моше в седьмой день из облака. И вошел Моше в облако, и взошел на гору; и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей" (Шмот, 24:15-16,18).
Но если голос Всевышнего сообщил Учение во всей его полноте, почему Моше должен был подняться на гору Синай и затем пересказать народу все услышанное там?
Учение может быть передано по-разному. Изложенное в сжатом виде, оно, сконцентрировав в себе всю информацию, является полным, но остается трудным для понимания и осмысления. Оно похоже на код, который поддается расшифровке, но не все способны, раскрыв его тайны, прочитать текст – многое остается непонятным даже для талантливых людей.
Учение должно было быть доступным для всех.
Раши, комментируя начало главы Мишпатим, обращает внимание на необычное выражение, которое использовал Всевышний, обратившись к Моше с повелением научить сынов Израиля законам: "Вот суды, которые ты положишь перед ними…" (Шмот, 21:1). "Почему "положишь", а не "расскажешь"?"- спрашивает Раши и дает следующий ответ: "Сказал Пресвятой: "Не думай про себя: "Вот повторю я им отрывок Торы и галаху два-три раза, пока не запомнят они все Учение как отдельные высказывания. Не буду я утруждать себя тем, чтобы довести до их сознания его глубокий смысл". Поэтому и сказано "положишь перед ними". Всевышний предупредил, что законы Торы должны быть похожи на пищу, которая поставлена на накрытый стол, готовая к употреблению".
Как видно из этого комментария, перед Моше стояла задача не только пересказать, но и разъяснить Учение, знание которого в общем виде было, с точки зрения Всевышнего, недостаточным.