(1) Каждый человек – будь то мужчина или женщина, обязан слушать чтение Мегилат Эстер вечером и утром (141:7).
Многие авторитеты считают, что в Пурим не произносят песнь Всевышнему – Алель, так как чтение Мегилат Эстер – само по себе выражение благодарности Ему. Мы читаем свиток, в котором рассказывается о спасении и ни разу не упоминается имя Всевышнего Но самоуверенность хозяев собственной судьбы и вершителей народных судеб, описанная в Мегилат Эстер, не скрывает от нас чудо спасения, а лишь помогает еще полнее выразить благодарность Творцу, Который остается с нами даже тогда, когда скрывает Себя.
Каждый праздник – это не только воспоминание о прошлом, но и попытка научиться чему-то. «Каждый человек должен видеть себя самого вышедшем из Египта» – таков закон праздника Песах. Но этот закон распространяется в значительной степени и на другие праздники: в Хануку нужно представить себе, что именно ты одержал победу над сирийцами, а в Пурим следует пережить заново чудесное спасение в персидский период. Этим объясняется наше желание воздать благодарность Творцу, не упоминая Его имени: так мы лучше можем представить себе, как Его рука сложила незаметно для евреев того времени все части пазла и привела к неожиданному спасению.
(2) Каждый человек в день Пурима обязан послать два вида еды хотя бы одному еврею, как сказано: "И посылка угощений от человека его ближнему" (Мегилат Эстер, 9:22).
Угощением называется то, что готово для употребления в пищу без дополнительного приготовления. Тот, кто пошлет больше угощений – и не одному, а нескольким своим друзьям, — достоин похвалы. Но если средства человека ограничены, то лучше, вместо того чтобы умножать подарки знакомым или покупать продукты для праздничной трапезы на которую обычно приглашают своих близких, помочь нуждающимся, ибо нет большей радости для Всевышнего, когда радуется сердце неимущего, сироты и вдовы. Всякий, кому удается обрадовать несчастных людей, похож на Шхину, как сказано "Оживить дух униженных и оживить сердце людей раздавленных горем " (Йешаягу, 57:15; Кицур Шулхан Арух, 122:1)
В день Пурима мы посылаем своим друзьям блюда к праздничному столу подобно тому, как подданные считали за честь послать изысканные яства царственным особам. Б-жественное Присутствие как душа еврейского народа, поддерживающая жизнь, — без Него — смерть и распадение тела. Разложение народа проявляется в беспричинной ненависти друг к другу и в бессмысленных спорах, которые умножаются все больше по мере того, как отдаляется Шхина (Магарал, Нецах Исраэль). В этот день мы восстанавливаем нашу общность: каждый отодвигает свое "я" перед "я" другого. Посылая друг другу угощения к праздничному столу, мы стараемся подчеркнуть, что к друзьям мы относимся с таким уважением, которого удостаиваются только цари. И когда каждый жертвует своими личными устремлениями и амбициями, раскрывается то общее, что объединяет нас – союз с Б-гом.
"Иди собери всех евреев", – велела Эстер Мордехаю. "Всех" – потому что одному человеку было бы не под силу спасти народ.
"И для евреев был свет, и радость, и веселье…" (Мегилат Эстер, 8:16). Новый свет, полившийся в Персидском изгнании из неизвестного до тех пор источника, наши мудрецы сравнивают с раскрытием Лица Всевышнего у горы Синай (Шабат, 88а). Второе дарование Торы… Но не из внешнего мира, а из сердца. С исчезновением во внутреннем мире человека дурного желания злодеи теряют силу. И каждый еврей говорит себе: "Мои друзья – цари, перед силой которых отступает зло. Царям платят дань за то, что они охраняют и спасают от врагов, и я обязан послать им угощение".
Чудо Пурима связано с вином.
Эстер стала царицей после того, как Ахашверош, сердце которого развеселилось от вина, велел привести на пир Вашти, а та отказалась прийти; Ахашверош на пиру у Эстер распорядился повесить Амана.
(3) Поэтому наши мудрецы обязали нас пить в этот день до состояния опьянения. Так заповедали они нам: "Должен каждый человек в Пурим пить вино до тех пор, пока он не перестанет различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай", и уж, по крайней мере, пусть еврей выпьет больше обычного в память о великом чуде и приляжет вздремнуть, чтобы, когда он спит, не различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай" (Кицур Шулхан Арух,122:6).
Кто-то исполняет эту заповедь при помощи вина, а кто-то предпочитает прилечь поспать и, таким образом, на время отключить свой разум.
Как объяснить смысл этой заповеди?
Прямая и непосредственная связь с Творцом, выражающаяся в том, что Б-жественное желание рождается прямо в сердце еврея.Смысл чудес, произошедших во внешнем мире, раскрывается через анализ событий. А чудо сердца – как его понять? Глаза не видят расступившееся море, уши не слышат Голос с горы Синай, и разум не знает, от чего оттолкнуться, чтобы прийти к осознанию причин. Помочь раскрыть чудо, которое происходит в сердце, может только сердце. Но для того, чтобы стать единственным инструментом приближения к истине, когда разум отказывается помочь, оно должно быть абсолютно чистым от греха, скрывающего правду. Благословенны праведники, достигшие состояния внутренней чистоты, – "благословен Мордехай". А когда сердце абсолютно чисто от греха, исчезает корень зла и во внешнем мире и – "проклят Аман".
(4) Даже тот человек, который живет на подаяние не говоря обо всех остальных, обязан дать подарки двум беднякам (Мегилат Эстер, 9:22).
В Пурим, когда дают цдаку, не выясняют, действительно ли нуждается человек, а помогают по мере возможности каждому протянувшему руку. Тот, кто живет в месте, где нет бедных, пусть отложит деньги для того, чтобы передать их нуждающемуся в помощи человеку, как только встретит такого (Кицур Шулхан Арух, 122:3). Заповедь помочь нуждающемуся – вечная: распространяется на все времена года и дни недели в субботу не дают цдаку, но приглашают в гости, чтобы напоить и накормить неимущих. Но в Пурим она обретает дополнительный смысл, настолько важный, что превращается в особое повеление – дать подарки двум беднякам. В чем здесь секрет? В этот день мы не только стремимся помочь бедным, а раскрываем Тору через наши сердца. Тора не входит в сердце, омраченное печалью, и мы ищем евреев, которые попали в беду, и стремимся вернуть им радость, чтобы и они, а вместе с ними и весь народ удостоился нового света.
(5) Каждый человек должен принять участие в праздничной трапезе. Эту заповедь можно исполнить только в светлое время. Принято так же после чтения свитка Эстер садиться за праздничный стол, хотя эта трапеза не является заповедью и не освобождает от обязанности устроить застолье в дневное время. Некоторые садятся за праздничный стол в утреннее время, но большинство – во второй половине дня.