Снимок экрана 2012-12-09 в 20.55.16

Чудо и законы природы в Хануку

December 9, 2012 Автор: рав Азриэль Ариэль - No Comments

Маѓараль из Праги часто выражает очень глубокие идеи при помощи чисел. Число 6 символизирует материальный мир. У каждого материального предмета есть шесть сторон: правая и левая, верхняя и нижняя, передняя и задняя. Число 6 также соответствует шести будним дням недели. Шесть сторон, которыми обладает каждый материальный предмет, – это его внешние рамки. Но у него есть и внутреннее содержание, которое выражается числом 7. Число 7 символизирует мир природы, имеющий как внешние рамки, так и внутреннее содержание, которое придает смысл его существованию. В этом заключается смысл субботы – внутреннее содержание шести дней созидания, день седьмой. А то, что превыше законов природы, выражается числом 8. Вот почему Тора была дана на следующий день после завершения семи недель отсчета омера, а Симхат Тора выпадает на восьмой день после начала праздника Суккот.

 

Существуют две заповеди, связанные неразрывной и глубокой связью с числом 8. Это зажигание ханукальных свечей и обрезание. Между двумя этими заповедями есть и историческая связь: греки запретили заповедь обрезания, а победа Маккавеев позволила евреям вновь исполнять ее. Обе эти заповеди связывают нас с тем, что стоит выше законов природы.

 

В наши дни часто говорят о возврате к природе. Молодежь стремится к естественности во всем: в еде, в одежде, в поведении, а также в исполнении заповедей. В этом стремлении заложено много искренности. Молодое поколение не хочет довольствоваться лишь механическим исполнением заповедей. Оно стремится ощущать внутреннюю связь со своими действиями. Оно хочет вести себя естественно, а не искусственно. В искусственности сокрыта лживость, а в естественности – искренность.

 

Древняя Греция преклонялась перед природой. Там запрещалось рубить деревья, потому что в них обитал дух девственной Артемиды, греческой богини природы. Греки создавали гимназии, в которых молодые люди обучались обнаженными, чтобы выразить свою естественность и не стыдиться ее.
Но не таков путь народа Израиля. Народ Израиля не преклоняется перед природой, а стремится приподняться над ней и освятить ее. Число 7 скрывает в себе силу, с помощью которой Греция способна возобладать над Израилем. Маѓараль объясняет: числовое значение слова «Ѓейхаль» («Храм») равно 65, а слова «Яван» («Греция») – 66. Если человек хочет быть «естественным», он должен помнить, что и дурное начало «естественно», как и доброе, но дурное начало может возобладать над добрым. Народ Израиля уникален, ибо умеет наладить связь с тем, что преобладает над естественностью, над человеческой природой, приобщаясь к числу 8, которое указывает на возвышенную душу. Обрезание выглядит как грубое вмешательство в человеческий организм, которое оставляет на теле «неестественный» отпечаток.

 

Сказали наши мудрецы: «Кто смельчак? Тот, кто одолевает свое злое начало». Ханукальное чудо тоже было преодолением естественной тяги к греческой культуре. Оно выразило готовность народа Израиля возложить на себя иго Небесного царства, которое преобладает над миром природы.

 

Стремление к осознанию заповедей важно и справедливо. Человеку нужно ощущать внутреннюю связь с верой во Всевышнего, чтобы она не была поверхностной и основанной на пустых лозунгах. Вера должна основываться на глубокой мысли и здоровых чувствах. Необходимо истинно любить Всевышнего и страшиться Его, и на основе этого быть готовым исполнять все заповеди, независимо от того, ощущаем ли мы внутреннюю связь с ними или нет. Любопытный парадокс заключается в том, что тот, кто исполняет заповеди согласно этому принципу, ощутит истинную внутреннюю связь с ними.

 

Менора и масло

 

«Великое чудо произошло здесь». Нашим праотцам было ниспослано чудо, чтобы они могли зажечь Менору по всей строгости Ѓалахи, чистым и неоскверненным оливковым маслом. Но ведь наши мудрецы постановили: «Оскверненное разрешено для общественных заповедей». Получается, что наши праотцы могли за неимением иного выхода зажечь и оскверненное масло. Однако Всевышний, выражая особую любовь к Своему народу, дал ему возможность исполнить заповедь в совершенстве. Вот почему Он сотворил чудо с кувшином масла. А что же с самой Менорой? Ведь она тоже была осквернена! Неужели Всевышний не мог послать Своему народу новую Менору?

 

Можно сказать, что тем самым Он преподал нам великий урок. Оливковое масло олицетворяет собой мудрость и духовность. Менора же – это материальный предмет, рамки, которые вмещают в себя духовное содержание. Чудо произошло именно в духовном аспекте. Когда речь идет о духовных стремлениях и ценностях, не может быть места никаким компромиссам. В этом мы не можем считаться с ограничениями, которые диктует нам действительность. И если действительность неспособна предоставить нам все необходимое для осуществления наших духовных стремлений, мы получим это с помощью чуда. Если же речь идет об орудиях и внешних рамках, то здесь мы должны учитывать материальные ограничения. В процессе Избавления мы должны сначала использовать все материальные средства, которые имеются в нашем распоряжении, даже если они скудны и грубы, а не разрушать их, чтобы скорее перейти к осуществлению высоких духовных стремлений. Избавление придет постепенно, а не единовременно.

 

Ханукальные свечи и мезуза – слева направо

 

В любом человеческом жилище есть дверь, и ее назначение – служить входом и выходом. Мезуза предназначена для того, чтобы охранять человека внутри его дома. Она намекает на внутренне содержание еврейского дома, охраняя его от чуждых веяний. Поэтому она расположена по правую руку от входящего в дом. У ханукальных же свечей иное предназначение. Хотя заповедь их зажигания также относится к еврейскому дому, они призваны осветить тьму, находящуюся снаружи. «Ханукальные свечи следует зажигать у входа в дом снаружи». Они олицетворяют собой то влияние, которое еврейский дом оказывает на весь мир.

 

Подобное разделение ролей мы находим у двух основных колен народа Израиля: Йосефа и Йеѓуды. Йосеф воплощает универсальный, общечеловеческий аспект нашего народа. Миссия, возложенная на него, обязывает его спуститься в Египет и зажечь там огни веры. Йосефа можно уподобить ханукальному светильнику, который стоит у входа в дом снаружи, чтобы быть «светом для народов». В отличие от него, Йеѓуда олицетворяет особый дух народа Израиля, который проявляется внутри еврейского дома. Он не ищет точек соприкосновения с внешним миром. Йеѓуда подобен мезузе, которая висит у входа в дом, чтобы защитить его от всех угроз и чуждых веяний, приходящих извне.

 

Кто главнее? Чья миссия является основной для народа Израиля? Именно Йеѓуда, который олицетворяет собой силу Торы, предназначен на царство. Поэтому он соответствует мезузе, расположенной с основной, правой стороны. Йосеф же расположен вторым в порядке приоритетов – он подобен ханукальному светильнику, стоящему слева от входа в дом. И оба они должны стоять у входа в еврейский дом, потому что являются его основой.

 

Праздник света – культура Греции и наследие Израиля

 

Ханука – это праздник, связанный со зрением. Его заповедь – зажигание свечей, на которые мы должны взирать. В отношении Хануки существует очень любопытный и уникальный ѓалахический закон: если человек не зажег свечи, но видит свечи, зажженные кем-то другим, он может произнести на них благословение.

 

Однако если мы глубже вникнем в смысл Хануки, нам будет трудно принять идею, что этот праздник связан только со зрением. Ведь известно, что еврейская вера основана главным образом на слухе. Царицей еврейской культуры всегда была музыка. Та самая музыка, что изливалась из кинора царя Давида. Пластическое искусство всегда было «падчерицей» у евреев. Визуальное воплощение образов всегда отдавало для евреев неприятным духом идолопоклонства. Вот почему в народе Израиля никогда не было особо развито театральное искусство. Оно ограничивалось, как правило, небольшими труппами, которые устраивали в местечках пуримшпили. Более того, наши мудрецы всегда упоминают театры и цирки других народов в отрицательной коннотации. В отличие от этого, в Греции именно визуальное искусство всегда занимало господствующее положение. До сегодняшнего дня искусство Древней Греции является главной школой эстетики, скульптуры и театра. С этой точки зрения, именно Рош ѓа-Шана из всех еврейских праздников ярче всего выражает разницу между еврейской и греческой культурами. Трубление в шофар, которое является квинтэссенцией всей еврейской культуры слуха, есть полная противоположность скульптуре и театру – символам греческой культуры.

 

Любопытно, что именно Ханука – праздник в честь победы евреев над греками – использует зрение, которое является основным орудием греческой культуры. Наши мудрецы учат, что мы должны «взять быка за рога» и противостоять греческой культуре именно с помощью качеств, которые характеризуют ее больше всего. Столкновение народа Израиля с греческой культурой учит нас использовать те самые инструменты, какими так хорошо владеют греки, но применять их так, чтобы они выражали нашу чистую внутреннюю сущность, о которой можно сказать, что она «запечатана печатью первосвященника».
Как при любом начинании, мы начинаем с малого. Создание еврейского театра, который зиждется на принципах еврейской веры – соответствующем духовном содержании и скромности, – станет для нас подобным кувшину неоскверненного масла, найденному в разрушенном Храме. Это масло будет светить нам чудесным образом не одну ночь, а целых восемь, и даже больше.