«Вначале сотворил Всесильный небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною, и ветер Всесильного носился над водою. И сказал Всесильный: «Да будет свет». И стал свет… И сказал Всесильный: «Да будут светила на небосводе, чтобы отделить день от ночи, и будут они знамениями для дней, для времен и для годов. И да будут они светилами в своде небесном, чтобы светить на землю. И стало так» (Берешит, 1:1 – 15).
Раби Йеуда и раби Нехемья, два мудреца эпохи Талмуда, спорили между собой (Берешит раба, 1:15): раби Йеуда говорил, что свет был сотворен первым, а раби Нехемья – что материя. Но вот ведь написано в Торе черным по белому: «Вначале сотворил Всесильный небо и землю…» – сначала небо и земля, а потом – свет. Да и он не озарил землю сразу, а только на четвертый день, когда были созданы и размещены на небосводе светила. И для того, чтобы не оставалось никаких сомнений, раби Нехемья приводил пример из жизни: «Сначала строят дворец, а потом приносят факела, чтобы закрепить их на стенах и осветить все помещение». А Раби Йеуда отвечал: «Творение мира похоже на возведение дворца. А для того, чтобы приступить к строительству, нужен дневной свет. Тому же, кто начинает работы ночью, придется зажечь факела». Но бы мы спросили раби Йеуду, как он объяснит стих «Вначале сотворил Всесильный небо и землю…», то он сказал бы нам: «В Торе говорится о начале творения материи, а я говорю о том, что было до этого. А до этого был бесконечный свет. Только для краткости в споре с раби Нехемья я назвал его сотворенным. Но, строго говоря, он не является таковым, так как не связан ни с каким материальным источником, а только напрямую с Творцом. Он существовал до того момента, который можно назвать началом творения. Он был открыт Адаму, и тот с его помощью мог охватить взглядом всю вселенную от края и до края. Солнце и луна нужны были ему, только чтобы знать, когда начнется суббота или когда начнется новый месяц. Изначальный свет был спрятан от людей после первого греха».
Следовательно первый стих Торы говорит о начале творения, а раби Йеуда – о том, что было до этого, раби Нехемья говорит о свете солнца и луны, а раби Йеуда – об изначальном свете».
Схоластика?
Спор раби Йеуды и раби Нехемьи не является теоретическим. Это не схоластика, а попытка определить роль человека. Для раби Нехемьи главная задача человека, который подобен Творцу, – это привнести в мир немного света, чтобы осветить его изнутри, а раби Йегуда считает, что свет, действительно, имеющий значение, – это Б-жественный свет, который не отдан в распоряжение человеку. А наше дело: пройти по жизни, выстоять во всех испытаниях и дождаться того времени, когда Всевышний исправит мир.
Еще один спор
Теперь мы можем понять и спор раби Йеуды и раби Нехемьи о праведности Ноаха.
В Торе говорится: «Вот история Ноаха. Ноах был человеком праведным, цельным в поколениях своих: перед Богом ходил Ноах». Раби Йеуда сравнивал Ноаха с Авраамом, которому было сказано: «Ходи передо Мной и будь цельным». Чтобы подчеркнуть разницу между двумя праведниками, жившими в разное время и в разных условиях, раби Йеуда приводил своим ученикам пример: «У одного царя родились два сына. Когда они подросли, он сказал младшему: «Ходи со мной», а старшему: «Ты можешь идти впереди». Иными словами, по мнению раби Йеуды, мир полон испытаний. И задача человека – выстоять в них. Бывают люди, которые стараются, но не могут – им нужна помощь свыше. А бывают праведники, которые прикладывают усилия и с достоинством преодолевают все испытания своими силами.
Раби Нехемья несколько иначе представлял себе разницу между Ноахом и Авраамом. Он говорил: «Они похожи на двух друзей царя. Первый увяз в грязи, царь увидел, как он с трудом переставляет ноги, и вытащил его. А затем сказал ему: «Ходи со мной». А второй друг увидел, как царь ходит по темному переулку и стал светить ему факелом из окна. Тогда царь сказал ему: «Чем светить из окна, возьми-ка факел и иди передо мной» (Берешит раба, 30:10). Иными словами, задача сыновей Израиля в том, чтобы привнести в мир знания о Б-ге. И им не следует дожидаться, когда народы начнут искать Всевышнего, а нужно идти к ним, чтобы открыть им истину, привнести свет и преобразовать мир.
После поражения
Но зачем раби Йеуда и раби Нехемья стремились определить роль человека. Разве никто до них не сделал этого?
Дело в том, что эти мудрецы были свидетелями восстания Бар Кохбы (132 – 135 гг.), вдохновителем которого был раби Акива, и ученики которого составляли костяк войска. Бар Кохба захватил Йерушалаим, частично восстановил здание Храма, разрушенного римлянами в 70 г., и сыновья Израиля начали приносить жертвы. Они одерживали победы, и казалось, что в ближайшем будущем будет восстановлено царство, и те, кто привержен служению Всевышнему, восторжествуют над идолопоклонниками. Но этого не произошло. Через три года восстание было жестоко подавлено. Римляне прошли по всей стране и убили сотни тысяч людей, десятки тысяч были проданы в рабство. Эта трагедия вынудила мудрецов переосмыслить ценности. И вот раби Йеуда и раби Нехемья решили заново определить задачи, стоящие перед сыновьями Израиля: должны ли они выстоять в испытании, когда Всевышний скрыл Себя, и пройти по жизни, не увязнув в грязи – не поддавшись влиянию народов мира, как полагал раби Йеуда; или на них возложена задача даже в изгнании занять активную позицию и открывать свет истины народам мира, как полагал раби Нехемья.
Как всегда, истина лежит где-то посередине.
Безобидная беседа
Рассказывают, что однажды раби Йеуда, и раби Йосэй, и раби Шимон бар Йохай говорили о римлянах. Раби Йосэй молчал. Раби Йеуда сказал, что они строят рынки, дороги, мосты и все это на благо. А раби Шимон бар Йохай сказал, что они все делают только для себя, чтобы утвердить свою власть и собирать налоги. Об этом разговоре стало известно властям, и раби Шимону пришлось бежать и тринадцать лет скрываться в пещере, а раби Йеуда был назначен римлянами на почетную должность (Шабат, 33а).
Из этого рассказа видно, что раби Йеуда остался верен своей позиции: задача сыновей Израиля – выстоять в испытании. Им следует сохранить себя в тяжелый период, а не вступать в конфликт с римлянами. Пусть они строят и преобразуют этот мир. А наша задача – дождаться того времени, когда Всевышний раскроет первозданный свет.
После поражения восстания бар Кохбы многие придерживались мнения раби Йеуды. Но позже главным для народа стал путь раби Шимона, который не принял чужой власти.