201 aktualia

Человек – союзник Б-га и его роль в Творении

June 10, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

 

Что такое Тора? Это определение того, для чего создан мир. Его смысл, сущность и назначение.  План мира…Но какое дело до этого Божественного плана нам, людям? Дело в том, что мир был создан, скажем так, недоделанным. Немножко.

Более того. Он создан именно так, для того чтобы доводить его "до ума". Доказательство – известно: «Ибо в этот день отстранился от всей работы, которую сотворил Всесильный, чтобы делать» (это дословный перевод стиха, говорящего о завершении мира и субботнем покое, Берешит 2:3).

Кто будет делать, понятно: сотворенный последним, выделенный из всех, подобный самому Творцу – человек. (Кстати, и слово "делать" в странном обращении Творца неизвестно к кому "Сделаем человека по образу нашему…" в стихе Берешит 1:26 намекает на это).

Совершенно логично, с точки зрения Творца, создав соучастника творения, посвятить и его в план Творения. И потому первый человек, только появившись на свет, получает Тору. Тора первого человека очень компактна. Одна позитивная заповедь: "Ешь со всех деревьев сада", одна запрещающая заповедь: "Не ешь с дерева познания добра и зла"  – плюс благословение, которое формулирует в общем виде задачи человека:

 

«И благословил их Всесильный, и сказал им Всесильный: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и властвуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле…» (Берешит 1:28).

 

Собственно, больше и не надо. Не так уж много в том мире надо было усовершенствовать…

Само дарование Торы первым людям было Союзом. Обе стороны –  Творец и Человечество – взяли на себя обязательства. Про обязательства человека мы уже сказали. Обязательства Творца – техническое обеспечение: «Вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод дерева, несущий семя, – вам это будет в пищу».

На этом можно было бы поставить точку…

Однако все мы помним: работу свою первый человек не смог выполнить. Поел от плода запрещенного дерева, наябедничал на жену – и в результате был изгнан из сада и умер, дав начало человеческой истории.

А что же с работой, с планами, с Торой? Всё перешло по наследству к его потомкам, которые честно пытались исправить («доделать») мир, а вдобавок еще и ошибку первого человека. Но и у них это не очень получается. Объём работы, передаваемой из поколения в поколение, растёт, пока, в конце концов, долг человечества не достигает астрономических масштабов:

«Наполнилась земля разбоем и грабежом… велико зло человека на земле… все помыслы их сердец только ко злу…»

И тогда Творец даёт человечеству начать сначала, а Потоп расчищает почву для этого начала. Только после Потопа человечество получает дополнения к «Торе первого человека» – «семь законов Ноаха»: запрет есть от живого, заповедь устанавливать суды и т.д. Вторая попытка неравнозначна первой. Условия игры для послепотопного человечества порядком облегчены, и глобальная задача разбивается на несколько более частных.

Дарование Торы Ноаху и его семье тоже происходит как заключение Союза. И со своей стороны Всесильный обещает больше не доводить дело до потопа. Но и на этот раз всё кончается довольно печально. Нет, послепотопное человечество чрезвычайно трудолюбиво и сплоченно. Оно, всё как один, работает над одной великой задачей. К сожалению, неверной… С каждым новым этажом Вавилонской башни человечество всё дальше и дальше удаляется от своего Союза с Творцом. Вмешательство последнего останавливает строителей. И процесс исправления опять начинается сначала.

Что характерно для послевавилонского этапа? Что человечество больше не является единым. С одной стороны, это очень уменьшает коллективные возможности. Но с другой, освобождает отдельную личность от гнёта общества. Доказательство: сразу после рассказа о Башне Тора говорит об Аврааме – первом человеке, сделавшем правильные выводы о мире, о роли человека в нём и т.д. Если бы Башня продолжала строиться, он не смог бы реализовать себя.

Союз номер три тоже был заключён с семьёй – Авраамом и его потомством….

Тора Авраама включала одну позитивную заповедь – союз: обрезание. Кроме этого, было ещё одно общее наставление: ходи передо мной и будь целен. Всесильный гарантирует Аврааму потомство (как звезды на небе) и землю, на которой эти звезды будут жить.

И вот народ, произошедший от Авраама и выведенный из Египта, стоит у горы Синай, в полном соответствии с условиями договора с праотцами.

Пришло время следующего этапа. «И благословятся тобой все народы…» – сказано Аврааму. «Вы будете мне царством священников и народом святым» – объясняется через Моше. Что стоит за этим? Те, кто слышат, могут только догадываться. Отсюда и вполне понятная реакция евреев на это внезапное сообщение Моше: «Всё, что сказал Господь (а не ты) – сделаем (Шмот 19:8). Евреи считают, что Моше придумал про царство священников сам. Их сомнения вполне понятны: никогда более, ни до, ни после того не заключал Бог союз свой с целым народом. Ведь это представить себе невозможно: чтобы не праведник-одиночка, не семья подвижников, а целый народ смог подняться до уровня Союза с Богом!

Но именно этого и хочет Тот, кто заключил союз свой с Авраамом и кто выполнил первую часть обещания: потомство, подобное звездам, стоит у горы Синай. Однако переход на новый этап требует взаимного согласия сторон.

Этим  демократизм отношений с Творцом не исчерпывается. Согласно мидрашу, перед тем, как дать Тору потомкам Авраама, Ицхака и Яакова, Всесильный проводит свободный конкурс. В качестве лота – подряд на окончательное исправление мира. Впрочем, видимо, не совсем свободный. Так как участники – потомки Авраама. Да и условия, как будто специально, сформулированы так, чтобы потенциальных конкурентов (потомков Ишмаэля и Эсава) убрать. Они по-человечески спрашивают: "А о чем, собственно, речь?". А им отвечают: "Не воруй". Ишмаэлиты говорят: "Нам без этого нельзя, это нам наш праотец завещал". Та же история и с сыновьями Эсава. Ну, никак не могут они принять заповедь "Не убивай"?!

 

А евреи вопросов не задавали. Они просто и ясно сказали фразу, которую до сих пор не могут понять философы: «Всё, что сказал Бог, сделаем и услышим» (Шмот 24:7).

Но мы с вами не философы и объясним по-простому: принимаем на себя  всё, что сказал Бог, а потом уже будем разбираться, что Он сказал….

Как же так, спросит внимательный читатель: ведь сначала евреи очень даже сомневались. А потом вдруг такой энтузиазм. Что произошло?

Совсем немного. Синайское откровение. Народ Израиля получил то, чего просил: чтобы все, что будет сказано – сказал Он сам. Он Сам говорил с народом Израиля. И слова эти остались врезанными в сердца каждого, подобно буквам на каменных скрижалях.

Как же можно было отказаться?

 

Что