Сказано в Торе: «А вы будете Мне царством коэнов и народом святым» (Шмот, 19:6).
Тора и царство у народа Израиля связаны неразделимо, и об этом сказано так: «А царь, когда взойдет на престол царства своего, пусть спишет книгу Учения этого с той, что у коэнов» (Дварим, 17:18). Царь, сидя на своем монаршем престоле, должен написать для себя свиток Торы, предназначенный только для него, свою Мишнэ Тора, еще один свиток Торы. Этот акт письма особенный, царский, ведь здесь пишет тот, кто правит народом и направляет всю его общественную жизнь. И этот царский свиток будет дополнением к тому обычному свитку, который каждый еврей обязан написать для себя в исполнение возложенной на него Богом обязанности: «А теперь напишите себе эту песнь» (Дварим, 31:19).
Какой урок можно вывести из этой царской обязанности? Получение Торы народом Израиля содержит две составляющие – на каждого в отдельности возлагается некая обязанность, поскольку он является частью святого народа, и еще он получает Тору, которая дается всей нации целиком, чтобы на основе Торы организовать свою коллективную национальную жизнь.
Следует признать, что соблюдать общую Тору в масштабах государства – дело нелегкое. Это гораздо труднее, чем соблюдать Тору в частной жизни. Поскольку Тора и ее заповеди даны с целью вычистить всё нечистое, что есть в человеке (подобно тому, как ювелир выжигает в плавильном тигле примеси из благородных металлов), соблюдение Торы на государственном уровне, то есть совершенствование общества в целом, с учетом его участия в политике, гораздо более сложный процесс, чем совершенствование каждого члена общества в отдельности. Нетрудно убедиться, что если обыкновенная человеческая мораль в повседневной жизни убедительна более-менее для всех, и ее нормы признаются и принимаются всеми, то в том, что касается морали в государственном масштабе, человечество все еще не пришло к единству убеждений. В том, как управлять страной, мнения жителей всегда расходятся, и в результате мы имеем множество политических партий и позиций. Из этого можно понять, что дурное начало (йецер а-ра), которое есть в каждом отдельном человеке и так или иначе проявляется в его частной жизни, становится во много раз сильнее, когда человек занимается политикой, вплоть до того, что все понятия о добре и зле, о справедливости и злодействе вообще сбрасываются со счетов. Политическая борьба, общественные амбиции увлекают человека, он видит себя и свою деятельность как часть огромной государственной машины и просто перестает обращать внимание на такие «мелочи», как мораль. Именно поэтому Создатель всех миров еще до сотворения нашего мира создал имя Машиаха (см. Талмуд, Недарим, 39б), как сказано в псалме: «Имя его пребудет вечно, прежде солнца возникнет имя его» (Теилим, 72:17). Способность к государственному управлению создана и исходит из Божественного источника, из святости Творца, и заложена в глубине коллективной души народа Израиля. Эта способность существовала задолго до того, как людская суматошная жизнь смогла наложить на нее отпечаток несправедливости и аморальности, замутить ее тем обычным пренебрежением моралью, которое всегда возникает под натиском губительной бури, неизбежно сопровождающей жизнь страны и общества в целом. Оттого в Шавуот, праздник дарования нашей Торы, мы читаем Книгу Рут, ведь в ее последних строках говорится о роде царя Давида, еврейского царя, о том, от кого произойдет Машиах, помазанник Бога Израилева.
И пусть это будет нам знаком, что в том общественном движении, которое, как мы считаем, ведет к расцвету нации, мы обязаны заботиться о соблюдении морали и о связи деятельности этого движения со святостью Торы. Способность добиться процветания страны укоренена в Торе – источнике жизни, справедливости и истины. Не дай нам Бог подумать, что преследуя политические цели мы имеем право ослепнуть, чтобы не видеть злоухищрений. И уж конечно ни в коем случае недопустимо, чтобы партийные задачи решались силою дурного начала, даже если нам кажется, что это временно, пока то или иное движение только создается. Нельзя позволить себе поступиться справедливостью и моралью, человечностью и любовью к ближнему – ни на общенациональном уровне, ни когда речь идет о конкретном человеке. Евреи обязаны любить друг друга в силу общей святости народа Израиля, ибо мы обязаны быть святы не только каждый в отдельности, но – и еще в большей степени – как народ в целом, как сказано: «быть царством коэнов и народом святым».
В нашем стремлении к государственности мы должны помнить и беречь святость нашего царства, ибо имя царя было провозглашено задолго до возникновения мира, и человека, и земной суеты, и мы обязаны быть достойными этого святого имени. Это имя, которого жаждет и ждет наша страна, как и святая Тора, существовали задолго до Сотворения мира и существуют и поныне. Наша политическая и общественная деятельность не должны пятнать святость рода Давидова и царя Давида, который жив и здравствует, ведь не даром сказал о нас пророк Иешаяѓу (60:21): «Твой народ – все праведные и навеки унаследуют землю». Дай Бог, чтобы это сбылось вскоре, в наши дни. Амен!
Перевела с иврита Зоя Копельман