flag-1

Агада Дня Независимости

April 8, 2010 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

                                                      Муки,что предшествуют Избавлению (Мидраш)

«Ответит тебе Господь в день бедствия» (Теѓилим, 20:2) – притча об отце и сыне, которые вышли в путь. Утомился сын и спросил отца: отец, где же город[1]? Ответил ему отец: сын мой, знай примету – если ты увидел кладбище, то знай, что город близок.

Так сказал Святой, благословен Он, Израилю: если вы видите, что вас одолевают беды и несчастья, – в тот же час происходит Избавление, ибо сказано: «Ответит тебе Господь в день бедствия».

Шахар тов, 2:4; Ялкут Шимони, Теѓилим, 20

 

Избавление, что происходит постепенно (Иерусалимский Талмуд)

 Рабби Хия Раба и рабби Шимон бен Халафта гуляли перед зарей в долине Арбель и увидели, как забрезжил первый луч солнца. Сказал рабби Хия Раба рабби Шимону бен Халафта: «Великий человек! Так и Избавление Израиля: сначала понемногу, но чем дальше, тем больше оно становится. Откуда это известно? Ибо сказано: “…хотя сижу во мраке, Господь – свет для меня” (Миха, 7:8)».

Так, прежде сказано: «…и Мордехай сидел у царских ворот» (Мегилат Эстер, 2:19), потом: «И взял Ѓаман одеяние и коня…» (там же, 6:11), потом: «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии…» (там же, 8:15), а потом: «И настала для евреев [пора] света и радости» (там же, 16).

Иерусалимский Талмуд, трактат Брахот, 1:1

 

Рабби Элъазар Азкари, автор книги Сефер харедим, говорит: «Но рабби Хия Раба не упомянул беды, что сопровождают Избавление[2], – то есть тьму, что сгущается перед самым рассветом. Он упомянул только свет, который все нарастает и нарастает[3]».

 

 

Самый явный признак того, что процесс Избавления близится к концу (Вавилонский Талмуд)

 Сказал рабби Аба: «Нет более явного признака [того, что процесс Избавления близится к концу], чем то, о чем сказано: “А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они” (Йехезкель, 36:8)».

Трактат Санѓедрин, 98а

Говорит Раши: «Когда Земля Израиля вновь станет щедро приносить плоды, тогда будет видно, что процесс Избавления близится к концу, – и нет более явного признака, чем этот» (комментарий Раши на Вавилонский Талмуд, там же).

 

Почему собирание изгнанников упомянуто после благословения лет[4]? Ибо сказано: «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они».

Трактат Мегила, 17б

 

 

Выглядывает, как заря (Зоѓар)

 «И сказал: отпусти меня, ибо взошла заря. Но он сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня» (Берешит, 32:27). Начал рабби Йеѓуда и сказал: «Кто это, что выглядывает, как заря; прекрасная, как луна, ясная, как солнце; грозная, как [войско] со знаменами?» (Шир ѓа-ширим, 6:10). Стих этот уже истолкован нашими мудрецами, благословенна их память. Но здесь мы приведем иное толкование: «Кто это, что выглядывает» – это народ Израиля. Когда Святой, благословен Он, поднимет их и выведет из изгнания, то им откроется щель света, узкая и тоненькая, а потом – другая щель, шире этой, пока Святой, благословен Он, не распахнет пред ними Высшие врата, раскрытые на все четыре стороны света. И так все, что делает Святой, благословен Он, народу Израиля и его праведникам – не сразу, а постепенно.

Притча о человеке, живущем во тьме. В его доме всегда темно. Если кто-то захочет осветить его дом, то нужно зажечь там совсем тусклый огонек, размером с игольное острие, а потом – свет поярче, и так до тех пор, пока можно будет зажечь там истинно яркий свет. Так и народ Израиля, и об этом сказано: «Мало-помалу буду прогонять их от тебя, пока ты расплодишься и завладеешь этой землею» (Шмот, 23:30). То же самое можно сказать и о человеке, которому необходимо лекарство – его дают ему не все сразу, а постепенно, пока он не окрепнет…

«Кто это, что выглядывает, как заря» – это тьма, что сгущается перед зарею. Свет зари тонок и бледен; а потом «прекрасная, как луна» – ведь свет луны ярче, чем свет зари; а потом «ясная, как солнце» – ведь свет солнца несравненно ярче и яснее, чем свет зари; а потом «грозная, как [войско] со знаменами» – свет сильный и полновластный.

Приди и посмотри – когда вокруг тьма и свет сокрыт, и настает утро, оно забрезжит сначала тонким лучиком света, который будет все крепнуть и крепнуть, пока не окрепнет совсем. Так будет и тогда, когда Святой, благословен Он, пробудится и озарит собрание Израиля. Прежде Он будет светить, как заря, которая черна[5], потом – «прекрасно, как луна», потом – «ясно, как солнце», а потом – «грозно, как [войско] со знаменами».

Зоѓар, Берешит, 170:1.

 

 

Почему евреи не переселяются в Землю Израиля (рабби Йеѓуда ѓа-Леви)

 Сказал Кузари: Если так, то ты проявляешь недостаточную любовь к собственному учению, ты не сделал эту страну предметом своего стремления, местом дома и жизни своей… Я вижу, что ты, молясь, неискренне преклоняешь колени, направляя поклоны к этой земле, или же это не имеющий смысла обычай. Уже первые ваши предки желали жить в этой земле. Они предпочитали быть в ней чужеземцами, а не коренными жителями там, где родились.

Сказал рабби: Мне стыдно, хазарский царь! Это – грех, из-за которого Бог до сих пор не исполнил обещанного по отношению ко Второму Храму: «Пой и веселись, дочь Сиона» (Зхарья, 2:14). Божественное действие вернуло бы нам все, как было прежде, если бы весь народ решил добровольно возвратиться. Однако возвратились немногие; большинство, в том числе и великие, остались в Вавилоне, в изгнании и в рабстве, боясь расстаться со своими домами и со своими делами[6].

Книга «Кузари», гл. 2

 

 

Машиах – в самом конце (Раши)

 «Ибо Бог спасет Сион[7], построит города Иудеи[8], и поселятся они там[9], и унаследуют ее[10]. И потомство рабов Его унаследует ее, и любящие имя Его обитать будут в ней[11]. Руководителю. [Псалом] Давида, для напоминания. Боже, спаси меня, Господи, на помощь мне поспеши!» (Теѓилим, 69:36-37; 70:1-2). В Мидраш Теѓилим я прочитал притчу о царе, что разгневался на свое стадо[12], разрушил загон[13] и прогнал и стадо[14], и пастуха[15]. Спустя некоторое время царь возвратил стадо[16], отстроил заново загон[17], но не вспомнил о пастухе[18]. Сказал пастух: ведь стадо возвратилось, и загон отстроен – почему же обо мне не вспомнили? Об этом же сказано: «Ибо Бог спасет Сион, построит города Иудеи, и поселятся они там, и унаследуют ее. И потомство рабов Его унаследует ее, и любящие имя Его обитать будут в ней». Ведь загон отстроен, и стадо собрано, а пастух (то есть царь Давид) не упомянут. И потому сказано: «[Псалом] Давида, для напоминания. Боже, спаси меня, Господи, на помощь мне поспеши!»[19].

Комментарий Раши, там же

  

Отвага в бою (Рамбам)

 «Тот, кто боязлив и робок сердцем» (Дварим, 20:8). Здесь говорится о человеке, в сердце которого нет силы, чтобы сносить тяготы войны. И когда такой человек окажется на войне, пусть уповает на Надежду Израиля (то есть Всевышнего – прим. пер.), и Он спасет его в час беды; и пусть он знает, что идет в бой за Единство Всевышнего[20], и вложит душу свою в ладонь Его[21], и пусть не убоится и не устрашится, и не станет думать ни о жене своей, ни о детях своих, а сотрет память о них из своего сердца. И пусть забудет обо всем, что мешает ему воевать. Каждый, кто погружается в думы во время войны и напускает страх на самого себя, преступает заповедь-запрет Торы, ибо сказано: «Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними и не ужасайтесь их» (Дварим, 20:3). Ведь жизнь всего народа Израиля[22] зависит от него, и если он не будет стремиться к победе и прилагать все силы души, чтобы добиться ее, то это равноценно тому, как если бы он пролил кровь всего народа, ведь сказано: «…дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Дварим, 20:8). Ведь сказано у пророков: «Проклят тот, кто нерадиво исполняет дело Господне, и проклят тот, кто меч свой отвращает от кровопролития» (Ирмеяѓу, 48:10). Каждый, кто воюет от всего сердца, бесстрашно, и его намерение направлено лишь на то, чтобы освятить Имя Всевышнего[23], – тому обещано, что ему не будет причинено никакого ущерба, и с ним не приключится никакого зла[24], и он построит праведный дом в Израиле, и удостоится вечного потомства, и удостоится жизни в Будущем мире, ведь сказано: «…ибо непременно устроит Господь господину моему дом надежный, ибо войны Господни ведет господин мой, и зла нет в тебе во все дни [жизни] твоей… Да будет однако душа господина моего завязана в узле жизни у Господа, Бога твоего» (Шмуэль 1, 25:28-29).

Рамбам, Ѓалахические законы царства, 7:15

 

 

Дни Машиаха (Рамбам)

 Дни Машиаха будут в этом мире, и все будет, как обычно, кроме того, что в Израиль возвратится царство. И уже сказали ранние мудрецы[25] (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 34б, и трактат Санѓедрин, 99а): «Между этим миром и днями Машиаха нет никакого различия, кроме того, что в дни Машиаха все царства подчинятся Израилю».

Рамбам, Ѓалахические законы тшувы, 9:2

 

 

Заповедь основать государство (Рамбан)

 Нам заповедовано унаследовать землю, которую Всевышний дал нашим праотцам – Авраѓаму, Ицхаку и Яакову, и не отдавать ее в руки другим народам[26], и не оставлять ее в запустении. И сказал Он им: «И овладейте землею, и поселитесь на ней, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею. И наследуйте землю…» (Бемидбар, 33:53-54). И давая им эту заповедь, разъяснил Он им подробно, каковы границы и пределы этой земли, сказав: «…пойдите к горе Эморийца и ко всем соседям его в степи, на горе и на низменности, и в Негеве, и к берегам моря, в землю Кнаанейца и к Леванону до реки великой, реки Прат» (Дварим, 1:7), дабы они не забросили ни одну из ее областей[27]. Откуда мы знаем, что это заповедь[28]? Ибо сказал Всевышний, когда Моше послал разведчиков в Землю Израиля: «Ступай, наследуй, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих; не бойся и не страшись» (Дварим, 1:21)[29]. И еще сказано: «И когда посылал вас Господь из Кадеш-Барнеа, сказав: "Взойдите и овладейте землею, которую Я даю вам…"» (Дварим, 9:23); а когда евреи не послушались этих слов Всевышнего, то написано: «…то вы воспротивились велению Г-спода, Б-га вашего, и не поверили Ему, и не послушались гласа Его» (там же). «Не послушались гласа его» – так говорят о заповеди-повелении[30], а не об обещании. Именно это наши мудрецы называют «заповеданной войной»[31]. И сказали наши мудрецы в Гемаре: «Война Йеѓошуа, призванная овладеть Землей Израиля, по всеобщему мнению – заповеданная (обязательная) война; война Давида, призванная присоединить новые земли к Земле Израиля, по всеобщему мнению – добровольная война»[32] (трактат Сота, 44б). А в Сифри сказано: «И овладейте землею, и поселитесь на ней» – благодаря тому, что овладеете ею, поселитесь на ней (Дварим, 17:14).

И нельзя искажать [смысл сказанного в Торе] и утверждать, что эта заповедь состоит в том, чтобы одержать победу над семью народами, проживающими в земле Кнаан, – народами, которые нам заповедано уничтожить, как сказано: «А совершенно истреби их: Хэтийца и Эморийца, и Кнаанея, и Призея, и Хиввийца, и Йевусея, как повелел тебе Господь, Бог твой» (Дварим, 20:17). Нет, хоть нам и заповедано уничтожить эти народы, если они воюют с нами, но если они хотят примирения, то мы должны примириться с ними и оставить их [в Земле Израиля] на известных условиях[33]. Но Землю Израиля мы не предадим в их руки или в руки какого-то бы то ни было другого народа никогда, ни в каком поколении[34].

Если же эти народы убоятся нас и спасутся бегством, о чем сказано: «Народ Гиргаши ушел себе, и Святой, благословен Он, дал им землю добрую, как их земля, – Африку» (Дварим раба, гл. Шофтим), то и тогда нам заповедано прийти в Землю Израиля, и захватить ее города, и поселить там наши колена. Кроме того, если, разгромив эти народы, наши колена захотят оставить эту землю и захватить Вавилон, Ассирию или другие страны, им нельзя этого делать, потому что нам заповедано захватить и поселиться именно в этой земле. И из высказывания наших мудрецов: «Война Йеѓошуа призвана овладеть Землей Израиля» следует, что заповедь состоит именно в захвате.

…Ведь нам заповедано овладеть ею во всех поколениях.

И я говорю, что более всего наши мудрецы восхваляют заповедь жить в Земле Израиля, – настолько, что они сказали: «Каждый, кто оставляет Землю Израиля и селится за ее пределами, да будет в глазах твоих подобен идолопоклоннику» (Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот, 110б). И об этом сказано: «…ибо они изгнали меня ныне от приобщения к уделу Господню, говоря: "Ступай, служи Богам чужим"» (Шмуэль 1, 26:19). И все другие величайшие хвалы, которые наши мудрецы говорили о Земле Израиля, – все это потому, что это заповедь-повеление Торы для всех поколений, и каждый еврей обязан исполнять ее даже во время изгнания, как об этом говорится во многих местах Талмуда.

А в Сифри (Дварим, 13:29) рассказывается, как рабби Йеѓуда бен Бтейра, рабби Матья бен Харош, рабби Хананья бен Ахи, рабби Йеѓошуа и рабби Натан выехали за пределы Земли Израиля, доехали до Платии, вспомнили Землю Израиля, вознесли очи горе, и полились у них слезы, и разорвали они одежды свои, и произнесли они стих: «…и ты изгонишь их, и поселишься в земле их» (Дварим, 12:29), и вернулись они обратно, и сказали: «Жизнь в Земле Израиля равноценна всем заповедям Торы»[35].

Дополнения Рамбана к «Сефер ѓа-мицвот» Рамбама, заповедь-повеление 4

 

 

Царство святости, которое произойдет из царства, лишенного святости (Маѓараль из Праги)

 Царство Машиаха – новое царство – произойдет из царства, что предшествует ему. И это потому, что святое царство Израиля, обладающее внутренней божественной ступенью, произрастает из царства, лишенного святости. Ведь царству подобает, чтобы оно обладало внутренним божественным качеством… Ведь всякая вещь, обладающая внутренней ступенью, происходит от чего-то внешнего, что соответствует ей[36].

Из книги «Гвурот Ѓашем», гл. 18

 

 

Власть Израиля (рабби Йосеф Каро)

 «Тот, кто видит города Иудеи в разорении, должен произнести при виде первого из этих городов: “Города святости Твоей пустынею стали”, и сделать разрыв на своей одежде» (Тур, Орах хаим, 561).

Здесь подразумевается полное разорение, то есть такое положение дел, при котором эти города полностью разорены и пустынны. Но если в них живут евреи, даже если там властвуют неевреи, то представляется, что в таком случае не надо делать разрыв на одежде. Но возможно, что поскольку эти города находятся под властью неевреев, хоть в них и живут евреи, это все же считается полным разорением[37].

 

 

Геула благодаря пробуждению (Ор ѓа-хаим[38])

 Геула (Избавление) придет благодаря тому, что пробудятся сердца людей[39], и скажут им: «Хорошо ли вам пребывать вне пределов [Земли Израиля], вдалеке от стола Отца вашего? Чем может быть приятна вам жизнь в этом мире, кроме как причастностью к Высшей братии, когда вы питаетесь от стола Отца вашего, Господа, благословен Он вовеки?» И опостылеют Ему грехи охваченных дремой, и разбудит Он их тягой к духовному… Пока не исправят они дела свои, и тогда Всевышний спасет их. И за это будут призваны к ответу все великие народа Израиля[40]; с них Всевышний спросит за позор Его разоренного дома.

Из книги «Ор ѓа-хаим», гл. Бехукотай

 

 

Начать с одного-единственного камня (Виленский Гаон)

 По мнению нашего Учителя[41], есть великое правило – все проявления Геулы, которые в будущем достигнут полноты и целостности, начинаются с малого и развиваются постепенно. Так, возрождение Иерусалима начнется с одного-единственного камня, согласно сказанному: «Вот, в основание положил Я на Сионе камень, камень-испытание…» (Йешаяѓу, 28:16) – ибо этот камень призван испытать и доказать наше стремление возродить Иерусалим, расширить его пределы. И Всевышний поможет нам, согласно тайному смыслу слов: «А я поведу медленно…» (Берешит, 33:14).

Спросили мы Учителя нашего, почему начало Геулы должно быть постепенным. Если пришло время воли Всевышнего собрать разрозненных народа Израиля – разве десница Всевышнего окажется коротка для того, чтобы собрание разрозненных произошло вдруг, в одночасье? И объяснил нам наш Учитель, что весь смысл понятия «начало Избавления» происходит от аспекта «не удостоятся»[42] – то есть Всевышний дает нам Избавление не в награду за наши заслуги; и если Геула придет в одночасье, то, с одной стороны, мы не сможем вынести тяжесть страданий, которые будут посланы нам от качества суда, а с другой стороны, не сможем вынести того великого света, что придет от качества милости, – если это будет в одночасье. Все это мы должны знать заранее, когда мы прилагаем усилия для того, чтобы собрать разрозненных народа Израиля.

Из книги «Коль ѓа-тур»

 

 

Избавление, которое произрастет из народа (рав Йеѓуда Хай Алькалай[43])

 Геула произойдет естественным путем. Ведь если бы это было чудесным образом, она произошла бы очень легко, ибо Всевышнему все под силу. Но даже Избавление, которое произойдет естественным путем, – это великое чудо, если учесть состояние, в котором пребывает наш народ. Начало Избавления произрастет из самого народа[44]. А тот, кто верит, что начало Избавления совершит Машиах бен Йосеф чудесами и знамениями, как это было в дни нашего исхода из Египта, – тот верит в предрассудки и ложь[45].

Начало Избавления произойдет из самого народа с помощью Всевышнего. «И соберутся вместе сыны Йеѓуды и сыны Израиля, и поставят себе одного главою, и поднимутся из страны [изгнания]» (Ѓошеа, 2:2); и также написано: «Отряхнись от праха, встань, воссядь, Иерусалим, развяжи узы на шее твоей, пленная дочь Сиона» (Йешаяѓу, 52:2). Эти слова намекают на то, что сами евреи развяжут узы на шее своей и соберутся вместе.

Из книги «Раглей мевасер»

 

 

Избавление – не вдруг (рав Цви Ѓирш Калишер[46])

 Что касается Избавления, которого мы так ждем, то нельзя думать, что Всевышний, благословенно имя Его, вдруг спустится с небес и скажет народу своему: изыдите!

Конечно, все предсказания пророков сбудутся в конце дней, и мы пойдем [в Землю Израиля] не вдруг в один прекрасный день. Нет, Избавление Израиля настанет постепенно, понемногу взрастит Он рог спасения нашего.

Читатель, друг мой, откажись от привычных мыслей о том, что вот-вот появится праведный Машиах и протрубит в Великий шофар, дабы пробудить всех, живущих на земле. Нет, начало Избавления придет благодаря тому, что пробудится дух щедрых и царства пожелают собрать на Святой Земле немногих евреев из тех, что рассеяны по всему миру.

Из книги «Дришат Цион»

 

 

Не чудо, а выкуп земель (рав Элияѓу Гутмахер[47])

 Грешны мы, и потому многие думают, что когда каждый из нас будет сидеть дома и заниматься повседневными делами, внезапно раскроются Врата милости, будут сотворены знамения на небе и на земле, все предсказания пророков сбудутся, и все евреи будут созваны со своих мест, где бы они ни жили.

Но нет!

Что может быть вернее, чем окончание семидесятилетнего Вавилонского изгнания! Об этом изгнании было заранее известно, что оно продлится только семьдесят лет, и ни годом больше. И все же, какие усилия должен был прилагать Даниэль, какими естественными путями должен был действовать Нехемья, [чтобы произошло это Избавление][48]! И не говорили они народу, подобно нынешним умникам: сидите спокойно, Геула придет сама!

Что касается того, чего опасаются многие, – что заселение Земли Израиля не будет доведено до конца, – то помимо того, что это опасение происходит от недостаточной веры во Всевышнего[49]… я говорю, что само то, что мы занимаемся заселением Святой Земли, начинаем[50] выкупать землю у арабов после вековой дремы[51] и исполнять на ней заповеди, которые мы имеем возможность исполнить в наше время, дабы земля приносила свои плоды народу Израиля, – само это радует Всевышнего, благословен Он, и благодаря этому пробудится Его сострадание и милость.

Письмо из сборника «Шиват Цион», ч. 2, стр. 41

 

 

Геула вследствие побуждения к практическим действиям (рав Шмуэль Могилевер[52])

 Геула произойдет естественным путем; более того, она не произойдет случайно, ибо нет в мире ничего случайного, и всем в природе управляет только Он, и больше никто. Но так или иначе, она произойдет посредством природы[53], и это означает, что мы, со своей стороны, сделаем все возможное, чтобы все правители мира согласились сделать добро для нас, а Всевышний, благословен Он, поможет нам[54] удостоиться нашей земли и собрать рассеянных народа нашего. И об этом сказал пророк: «Проходите, проходите в ворота, освобождайте дорогу народу, ровняйте, ровняйте путь, очищайте от камня, поднимите знамя для народов» (Йешаяѓу, 62:10). Он хочет сказать: вы обязаны пробудиться и приложить усилия, чтобы освободить народу дорогу, очистить ее от камня – то есть устранить все преграды и препятствия на его пути; и тогда: «Вот Господь возглашает до края земли: скажите дочери Сиона: "Вот пришло спасение твое, вот награда Его с Ним и вознаграждение Его пред Ним"» (там же, 11).

«Была на мне рука Господня, и увлек меня духом [Своим] Господь и опустил меня среди долины, и она – полна костей» (Йехезкель, 37:1). Это кости народа Израиля, которые разбросаны по всем сторонам света, по горам и долам. Меж этих костей есть многие, которые лишены и капли влаги – любви или хоть какого-то чувства к народу Израиля и его Оплоту. Кости эти почти оторваны от тела народа, они как бы говорят: «Мы утратили всякую надежду» – надежду на то, что у вечного народа когда-нибудь будет то, что есть у всех народов мира, и нет у него другого пути, кроме как совсем исчезнуть, не имея никакого будущего. Но вот раздались слова пророка Господнего: «Раздался звук, когда пророчествовал я, и вот – шум…» (там же, 7) – то великие беды, что свалились на головы наших братьев. Леденящий ветер завертел нас, хотел уничтожить всех, не различая, кто служит Господу, а кто – нет. И вот, «сблизились кости – кость к кости ее»; но этого сближения было недостаточно, чтобы вернуть к жизни тех, кто утратил всякую надежду[55], потому что не было еще в нашем народе духа, который объединил бы всех; пока дух вновь не осенил Йехезкеля, и тот сказал: «И вложу дух Мой в вас – и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал и сделаю, – слово Господа Бога».       

Из книги «Сефер Шмуэль», 154, 156

 

 

Не нам решать, кто Спаситель (Нацив[56])

 Не следует нам думать, что это великое явление должно было произойти как-то иначе, так, как представляется людям. Именно за это был наказан Моше Рабейну, когда сказал: «И отвечал Моше, и сказал: но ведь они не поверят мне и не послушают голоса моего, ибо скажут: "Не являлся тебе Господь"» (Шмот, 4:1), и за это он был наказан[57]. Разумеется, Моше не сказал: «Но ведь они не поверят в Избавление», – ибо именно Избавления они просили. Нет, он сказал: «Но ведь они не поверят мне, ибо скажут: "Не являлся тебе Господь"». Ибо они не знали, что Моше велик в учении, которое они унаследовали от Праотцев. Моше также не был известен своей святостью и праведностью, ибо он вырос во дворце фараона, изучал светские премудрости, одевался и разговаривал, как египтянин – ведь и дочери Итро приняли его за египтянина. И вот, многие евреи считали, что Всевышний должен был явиться Аѓарону, который был известен своей святостью и был пророком еще в Египте. И об этом сказано в книге пророка Шмуэля: «Я открылся дому отца твоего, когда были они в Египте, в доме Паро» (Шмуэль 1, 2:27). Именно это подразумевал Моше, когда сказал: «Но ведь они не поверят мне и не послушают голоса моего, ибо скажут: "Не являлся тебе Господь"». И потому Святой, благословен Он, дал ему знамение: посох, который превращается в змея, как сказано: «И сказал ему Господь: что это в руке твоей? И он сказал: посох. И сказал Он: брось его на землю. И он бросил его на землю, и тот превратился в змея, и побежал Моше от него. И сказал Господь Моше: простри руку твою и возьми его за хвост. И он простер руку свою, и схватил его, и стал он посохом в руке его» (Шмот, 4:2-4). Набалдашник посоха превратился в змеиную голову, а конец посоха – в змеиный хвост. И повелел Господь Моше схватить змея за хвост, и змей вновь превратился в посох. Казалось бы, голова змея должна была снова стать набалдашником, а хвост – концом, но было наоборот: хвост змея стал набалдашником посоха. Этим Господь показал Моше, что хотя в глазах людей тот достоин быть не более чем «хвостом», но благодаря заслугам отцов Моше стал вождем и предводителем поколения, что олицетворяет посох (то есть жезл). Но Моше Рабейну, мир ему, был наказан за то, что заподозрил евреев в недоверии к нему и к Господу, Который наложил на Моше миссию вывести евреев из Египта. На самом деле, нельзя подвергать сомнениям слова Господа, и об этом сказал пророк Йешаяѓу (55:8): «Ибо мысли Мои – не ваши мысли, и не ваши пути – пути Мои, – слово Господа».

Послание «Ахарит ке-решит», из сборника «Шиват Цион»

 

А вот что пишет Нацив в своем комментарии к Торе:

«Но ведь они не поверят мне и не послушают голоса моего, ибо скажут: "Не являлся тебе Господь"» – Моше, не дай Бог, не обвиняет евреев в том, что они недостаточно верят в Избавление, ведь именно об Избавлении молят они Господа. Нет, Моше говорит: они не поверят, что Господь явился мне. Ведь евреи не знали, что Моше велик в учении, которое они унаследовали от Праотцев. Моше также не был известен своей святостью и праведностью, ибо он вырос во дворце фараона и изучал светские премудрости… Многие евреи считали, что Всевышний должен был явиться Аѓарону, который был пророком еще в Египте… Именно это подразумевал Моше, когда сказал: «Но ведь они не поверят мне и не послушают голоса моего, ибо скажут: "Не являлся тебе Господь"».

Комментарий к Торе «Ѓеэмек давар», Шмот, 4:1

 

 

Средний засов (Нацив)

 Заселение Святой Земли – это «средний засов»[58], который скрепляет между собой евреев во всех уголках мира. Как мы стремимся послать в Эрец Исраэль тех, кто обучен земледелию, так мы должны и стараться, чтобы те, кто приезжает жить в Святую Землю, были богобоязненными евреями, соблюдающими законы Письменной и Устной Торы. И как в дни Эзры-книжника, который собрал в Вавилоне тысячи самых разных евреев, как людей богобоязненных и сведущих в Торе, так тех, кто были женаты на нееврейках, оскверняли Субботу и не знали Торы вовсе; все они собрались вместе и заселили города Земли Израиля, пока вся она не наполнилась евреями, – так и мы должны пробудиться от гласа воли Всевышнего, что раздается во всех уголках земли, везде, где рассеяны наши братья, отверженные и страждущие. Мы должны сделать ради этого все, что в наших руках, – будь то мало или много – и позаботиться обо всех евреях, каковы бы они ни были. И все собранные из рассеяния должны поселиться в Земле Израиля, возрождать и возделывать ее.

Из сборника «Шиват Цион»

 

 

Грешники народа Израиля (рав Мордехай Элиашберг[59])

 «Средний засов», способный объединить сердца всего Израиля, – это заповедь, всеобщая и всеобъемлющая, имя которой – заселение Земли Израиля. Заповедь эта обладает силой приблизить далеких и устранить пропасть, что разделяет разных представителей нашего народа: те, что ратуют за прогресс, и те, что не отступают от вековых традиций, пойдут бок о бок, чтобы исполнить ее. Нет в этой заповеди ни разногласий, ни различий в мировоззрении, что служили бы преградой между теми и этими.

Эзра-книжник и Нехемья бен Хакалья учили нас, что эта заповедь – заповедь заселения Земли Израиля – отличается от всех других заповедей двумя законами. Ради ее исполнения можно, во-первых, принимать пожертвования от народов мира, а во-вторых, можно даже принимать тех, кто преступает законы Торы. Ведь в книгах Эзры и Нехемьи сказано, что среди евреев, приехавших из Вавилона в Землю Израиля, были и такие, что «взяли в жены нееврейских женщин» (Эзра, 10), и такие, что «давили виноград в давильнях в Шабат» (Нехемья, 13:15), а также «вели торговлю в Шабат» (там же, 20). И тем не менее, Эзра-книжник и Нехемья бен Хакалья, эти величайшие мудрецы и вожди народа Израиля, не убоялись спуститься со своего высочайшего духовного уровня, дабы приблизиться к нечестивцам. Они уповали на то, что святость Земли Израиля вернет их обратно к праведности.

Из книги «Швиль ѓа-заѓав»

 

 

Государство Израиль – царство (рав Авраѓам Ицхак ѓа-Коѓен Кук)

 Когда нет царя, тогда законы царства[60], которые касаются общего состояния народа[61], – законы эти отдаются всему народу[62]. И в особенности представляется, что каждый вождь и руководитель народа Израиля имеет статус царя в том, что касается некоторых законов царства, особенно в том, что касается управления народом.

Основой этой идеи служат слова Рамбама: «Главы еврейской диаспоры, которые пребывают в Вавилоне, равносильны царю и обладают полномочиями властвовать над народом везде» (Мишпат коѓен, стр. 337). Тем более, это касается избранных вождей народа, когда наш народ пребывает на своей земле и имеет собственное государство. И это относится к вождям любого ранга, избранным народом для того, чтобы возглавлять его[63].

Что касается законов царства, которые относятся к управлению всем народом, то нет никакого сомнения в том, что уполномоченные на то вожди стоят на месте царя.

Мишпат коѓен, стр. 338

 

Так или иначе, законы царства существуют всегда, и во всяком поколении вожди поколения в каждой стране обладают полномочиями наказать или вынести смертный приговор, в зависимости от обстоятельств. Именно на это намекают слова Торы (Дварим, 17:9): «…и к судье, который будет в те дни».

Меирей Санѓедрин, 52

 

Когда не будет царя в Израиле, судья соединит в себе два полномочия: судьи и царя.

Драшот Ѓаран, 11     

 

 

Идеальное государство (рав Авраѓам Ицхак ѓа-Коѓен Кук)

 Государство не является источником высшего духовного счастья человека. Но это можно сказать только об обычном государстве, ценность которого не превышает ценности крупной страховой компании. Многие идеи, которые являются венцом жизни человечества, витают над таким государством и не затрагивают его.

Но иначе обстоит дело с государством, идеальным в своей основе[64], в котором заложена идеальная, высшая суть, – ведь именно в ней и кроется высшее счастье каждого отдельного человека. Такое государство и вправду находится на высших ступенях счастья. Такое государство – это наше государство, государство Израиля, оплот престола Господнего в мире. Все предназначение государства Израиль – сделать так, чтобы осуществилось сказанное: «Всевышний Един и имя Его едино». Ведь именно в этом и заложено высшее счастье. По правде говоря, над этим высшим счастьем нужно долго трудиться, чтобы оно могло освещать тьму, но ведь из-за этого оно не перестает быть высшим счастьем.

Орот ѓа-кодеш, 3, 191.

 

 

Первое поколение и второе поколение (рав Авраѓам Ицхак ѓа-Коѓен Кук)

 Первое поколение «пятки Машиаха»[65], когда Земля Израиля вновь станет давать своим сынам плоды в изобилии, – это поколение призвано подготовить материальную основу для Собрания Израиля, а духовность должна служить в этом поколении для того, чтобы сохранить внутреннюю жизнь, дабы укрепить материальную силу народа. И тогда обнаружатся все его святые духовные качества и способности, и Тора раскроется во всей своей силе и великолепии и осветит весь мир, став венцом великолепия Всевышнего и царским скипетром в руке Бога Израиля.

Орот, Орот ѓа-тхия, 40.

 

 

Выбор даты Дня Независимости (рав Мешулам Рата)

 В пятый день месяца ияр мы празднуем по всей стране День Независимости, в память о чуде нашего Избавления и нашей свободы. Праздник этот – заповедь[66], и мы должны веселиться в этот день и произносить Ѓалель[67]. Даже община одного города, с которой произошло какое-то чудо, должна установить памятную дату в честь дня, когда произошло это чудо. Евреи этой общины должны блюсти этот день и завещать своему потомству вовек. И даже если кто-то переселяется из этого города в другой, он все равно должен помнить и отмечать этот день[68], как установлено в Ѓалахе (Маген Авраѓам, п. 686). И Хатам Софер писал, что так поступают во многих общинах Израиля. Но он писал, что таков обычай только тогда, когда благодаря чуду евреи спаслись от смерти, подобно чуду Мордехая и Эстер. Если же евреи спаслись от других бед, то не надо устанавливать памятного дня.

Разумеется, это касается и Дня Независимости, когда весь народ Израиля спасся от рабства и удостоился свободы. Мы освободились от рабства у других народов, стали свободными и удостоились суверенности, и тем самым спаслись от смерти, ибо победили врагов, которые поднялись, чтобы уничтожить нас. Нет  никакого сомнения в том, что в честь этого мы должны установить праздник.

И очень хорошо, что этот день установили именно пятого ияра, когда было провозглашено независимое государство Израиль[69].

Сборник вопросов и ответов «Коль Мевасер», п. 21.   

               

Составитель: рав Шломо Авинер

Перевод: Хана Ѓар-Шалом

 

"В 4 часа дня было создано государство Израиль"
Газета "Йедиот ахронот". 14 мая 1948 года

 

Примечания

[1]В оригинале приводится слово медина, которое означает как «большой город», так и «государство» (прим. пер.). 

[2]Здесь имеется в виду приказ царя Ахашвероша уничтожить все евреев от мала до велика. Значит, Избавление, хоть и идет по нарастающей, все же перемежается бедами и несчастьями. 

[3]Понятие «Избавление, что происходит постепенно» относится к усилению света, но не исключает того, что в продолжение этого процесса могут быть беды и несчастья.

[4]То есть почему в молитве Шмоне эсре (Восемнадцать благословений) благословение «благословляющий годы» предшествует благословению «И воструби в Великий шофар ради свободы нашей»?

[5] На иврите слова «заря» (шахар) и «черный» (шахор) – однокоренные (прим. пер.).  

[6] Перевод Г. Липш (прим. пер.).

Раши также пишет: «…а знающих Тору – не нашел, ибо они спокойно жили в Вавилоне, а те, кто приезжал в Иерусалим, жили в бедности и тяжело трудились, и жили в постоянном страхе» (комментарий на Вавилонский Талмуд, трактат Кодашин, 69б).  

[7] При помощи Всемирного сионистского движения (см. книгу рава Цви-Йеѓуды Кука Ле-нетивот Исраэль, гл. 1, 99).

[8] Возрождение Земли Израиля.

 [9] Собирание изгнанников.

[[9]Унаследование Земли Израиля, то есть ее захват и основание на ней еврейского государства. Все эти стадии Избавления будут совершены руками светских евреев.

 [11] И тогда настанет очередь тех, кто служит Всевышнему и любит Его имя, то есть богобоязненных евреев (см. Ле-нетивот Исраэль, там же).  

[12] Народ Израиля.

[13] Разорение Земли Израиля.

[14] Изгнание. 

[15] Царь Израиля. 

[16]Собирание изгнанников.

[17]Возрождение Земли Израиля. 

[18]Все это – без царя Машиаха (см. комментарий Раши, там же). 

[19]Из этого ясно, что Машиах придет после того, как будет отстроена Земля Израиля, собраны изгнанники со всех концов света и создано еврейское государство.

[20]«Ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с врагами вашими, спасти вас» (Дварим, 20:4). «Они стремятся одержать победу плотью и кровью, а вы – силою Всевышнего» (Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 42а).

[21]То есть подвергнет себя опасности (см. Шофтим, 12:3).

  [ 22]Как солдат, так и гражданского населения.  

[23]«Каждый, кто выходит в путь и не настраивает свое сердце на войну, в конце концов попадет на войну» (Ваикра раба, 25:2). 

[24]Следует задать вопрос: как же так, ведь часто нам приходится видеть, что солдат, который самоотверженно воевал, не щадя сил, гибнет в бою? Ответ на это таков: он бы все равно умер, ибо его жизнь подошла к концу (см. Вавилонский Талмуд, трактат Йевамот, 50а). Теперь же он удостоился погибнуть ради освящения Имени Всевышнего. Кроме того, может быть, что его самоотверженность даже продлила ему жизнь.  

[25]Танаи или амураи.

[26]Земля, которая находится в руках одного народа, и которая не отдана другим народам, – это государство. 

[27]Ведь нельзя отказаться ни от одной пяди Земли Израиля, как нельзя отказаться ни от одного мига Шабата или ни от одной души еврейского народа. 

[28]Откуда мы знаем, что вышеприведенный стих: «И овладейте землею, и поселитесь на ней» – это именно заповедь, а не просто Божественное обещание? 

[29]Следует задать вопрос: ведь в вышеприведенном стихе сказано: «Ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею». Значит, нет необходимости захватывать эту землю? Ответ таков: Всевышний дает нам эту землю, но не чудом, а посредством того, что мы сами захватим ее.

[30]Поэтому-то разведчики и совершили грех – потому что они нарушили заповедь.

[31]Война за освобождение Земли Израиля и ее защиту – это «заповеданная война» (война по заповеди).

[32]Нельзя утверждать, что целью войны Йеѓошуа было уничтожить семь народов, населяющих землю Кнаан, потому что они были идолопоклонники. Ведь сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Война Йеѓошуа призвана овладеть Землей Израиля». А если читатель спросит: так почему же сам Рамбан не исполнил заповедь захвата Земли Израиля, то ответ таков: он не мог, потому что в те времена у евреев не было армии. 

[33]Например, если они примут статус гер тошав.

[34]Заповедь завладеть Землей Израиля распространяется на все поколения, но прежде у нас не было возможности исполнить ее. Теперь же эта заповедь стала вновь актуальна.  

[35]А если читатель спросит: почему Рамбам не упомянул заповедь захвата Земли Израиля в числе 613 заповедей Торы, то ответ таков: это универсальная заповедь, которая является составной частью заповеди поставить царя над народом Израиля. 

[36]И см. ниже: «Первое поколение и второе поколение», рав Кук. Но следует добавить: хотя нынешнее царство лишено святости, в нем есть зерно святости. Читай то, что написал Давид Вольфсон, помощник Герцля, Еврейскому конгрессу в Базеле: «Повинуясь приказу нашего вождя Герцля, я приехал в Базель, дабы завершить все приготовления к конгрессу. Среди многочисленных вопросов, которые занимали меня при этом, был один – небольшой, но довольно сложный. Он в чем-то отразил большую проблему еврейского народа. Каким флагом мы украсим зал конгресса? Какого цвета будет этот флаг? Ведь нет у нас флага… И вдруг у меня в голове возникла идея: нет, у нас есть флаг! Белый и синий – талит, в который мы заворачиваемся во время молитвы. Этот талит и есть наше знамя. Так давайте же вынем талит и развернем его пред глазами всего народа Израиля и всех других народов!»

А если читатель скажет: но ведь талит без цицит лишен святости, то ответ таков: в нем есть скрытая святость. Вот как писал об этом рав Кук: «Исправление государства в масштабах всего народа и исправление тела для каждого еврея в отдельности – это общее проявление Высшей святости. Из-за своей силы эта святость не может быть освещена открыто внутренним светом, имеющим явную форму святости, но святость посеяна в ней. А концы, которые исходят от нее, – то есть практические подробности исправления государства (см. Рамбам, Море невухим, 3:27) и здоровья человеческого тела, принимающие форму заповедей, – подобны кистям цицит, тогда как вся культура похожа на талит. Кисти цицит раскрывают свет святости, скрытый во всем талите; а действия заповеди и святости, которые совершает человек ради исправления жизни всего народа и своей собственной, раскрывают и проявляют свет, скрытый в глубинах всей человеческой культуры, дабы привести его в место, подобающее ему, и раскрыть свет вечной жизни, который оживляет все, даже каждый час и каждую минуту жизни человека» (Арпилей тоѓар, стр. 6-7).                   

[37]И вот что сказано в Мишна брура: «В разорении – даже если в них живут евреи, но поскольку мусульмане властвуют над ними, это называется разорением». Власть неевреев называется разорением, в отличие от еврейской власти. 

[38]Рабби Хаим бен Атар (1696-1743) – величайший мудрец Торы и святой праведник. Переселился в Иерусалим в 1741 году. 

[39]А не благодаря чуду.

[40]То есть мудрецы Торы, которые не сумели пробудить Избавление.

.[41]Виленского Гаона

 [42]Сказано в книге Йешаяѓу (60:22): «Я, Господь, в назначенное время ускорю это (то есть Избавление)», и Раши поясняет: «Удостоятся – ускорю это, не удостоятся – в назначенное время» (прим. пер.).

[43]Гаон рав Йеѓуда Хай Алькалай (1798-1878) – раввин сефардской общины города Семлина (около Белграда), один из самых активных деятелей за заселение Земли Израиля.  

 [44]Рав Алькалай сам приехал в Иерусалим в 1871 году и прилагал значительные усилия ради покупки земель и создания сельскохозяйственного ишува в Эрец Исраэль.    

[45]А если читатель спросит: разве мы не верим в чудеса, то ответ таков: конечно, верим, но рав Алькалай утверждает, что будущее Избавление произойдет именно естественным путем.   

 [46]Гаон рав Цви Ѓирш Калишер (1795-1874) – ученик рабби Акивы Игера. Был раввином города Таурана в Пруссии. Занимался активной деятельностью по распространению идей сионизма. Его именем назван кибуц Тират Цви в долине Бейт-Шеана. 

 [47]Рав Элияѓу Гутмахер (1796-1874) – адмор из Гродзиска, мудрец Торы и каббалист, ученик рабби Акивы Игера.    

 [48]А если читатель спросит: разве Всевышний не обещал, что спустя семьдесят лет еврейский народ будет избавлен от Вавилонского изгнания, то ответ таков: да, обещал, но Он не обещал, что Избавление произойдет чудесным образом, а не естественным путем. 

[49]Ведь заселение Земли Израиля – это заповедь, и нельзя отказываться от ее исполнения из-за различных опасений (см. Месилат йешарим, гл 9). 

[50]Если мы начнем это благое дело, то можно надеяться, что Всевышний завершит его; если же мы не положим ему начало, то как Он доведет его до конца?

[51]У рава Гутмахера слово не расходилось с делом – вместе со своим другом равом Калишером он очень много делал ради выкупа земель в Эрец Исраэль. Он купил себе участок в Иерусалиме, назвал его Суккат шалом и основал там йешиву. Его именем назван кибуц Сде Элияѓу в долине Бейт-Шеана. 

[52]Гаон рав Шмуэль Могилевер (1824-1898) – был раввином нескольких городов Польши и Литвы, один из основоположников движения Ховевей Цион.   

[53]Следует задать вопрос: разве невозможна чудесная Геула? И ответ таков: возможна, но рав Могилевер утверждает, что будущая Геула произойдет именно естественным путем. 

[54]«Пробуждение снизу» породит «пробуждение свыше».  

[55]После национального возрождения настанет духовное возрождение, которое вдохнет жизнь в наш народ.

[56]Гаон рабби Нафтали Цви Йеѓуда Берлин (1817-1893) – глава знаменитой Воложинской йешивы, активный деятель Ховевей Цион.  

[57]См. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 97.

[58]В Скинии Завета было три засова; средний засов скреплял между собой все брусья Скинии.

[59]Рав Мордехай Элиашберг (1817-1890) – великий мудрец, был раввином нескольких городов Белоруссии. Деятель Ховевей Цион, соратник Нацива из Воложина и рабби Шмуэля Могилевера.  

[60]См. Шмуэль, 1:8; Вавилонский Талмуд, трактат Санѓедрин, 20б; Рамбам, Ѓалахические законы царства, гл. 4.

[61]Ведь есть еще и законы, которые касаются лично самого царя.

[62]В такое время сам народ имеет статус царя и назначает своих вождей, дабы не возникла ситуация, когда, как сказано в книге Шофтим, «каждый делает то, что ему нравится».

[63]См. Ѓалахические законы Санѓедрина, 4:13.

[64]См. Орот, Орот Исраэль, 2:3.

 [65]То есть «конец Изгнания, до прихода Машиаха», как объясняется в Вавилонском Талмуде, трактат Сукка, 49б.

[66]Подобно тому, как мы празднуем день Исхода из Египта, мы должны праздновать день всякого другого Избавления. 

[67]Благодарственная молитва, составленная из глав Теѓилим (прим. пер.). 

[68]Хатам Софер, который родился во Франкфурте, всю жизнь отмечал «Франкфуртский Пурим», хотя жил в Пресбурге (Братиславе) – ведь если бы не было «Франкфуртского чуда», он бы не жил в Пресбурге.     

[69]А если читатель спросит: почему не был установлен День Независимости, когда Йеѓошуа бин Нун завоевал Землю Израиля, то ответ таков: в честь этого мы празднуем Песах, потому что целью Исхода из Египта было завоевание Земли Израиля. Если же читатель спросит: почему Эзра и Нехемья не установили День Независимости во время возвращения из Вавилонского рабства, то ответ таков: во времена Эзры и Нехемьи у нас не было независимости. Независимость была достигнута только во времена Хасмонеев, и тогда была установлена Ханука.