Адам как мощный и способный пробивать толщу материи луч, призванный делать мир скрытия прозрачным запутался в материи. Пока он созерцал мир и постигал его как книгу Всесильного, рассказывающую о Нем Самом, проникал в сущность животных и видел как за ними скрываются высшие силы, давал имена всему сущему, читая Небеса и Землю как строчки из Торы – все было прекрасно. Но когда не удовлетворившись созерцанием и анализом он рванулся в глубь материи пытаясь разгадать сам принцип механизма скрытия, чтобы не только понимать, но и ощутить единство своей души с Творцом – все сломалось. Вместо ощущения единства возникло ощущение двойственности: хорошего и плохого. Что же может быть плохого, когда Всевышний – Благо и нет возле него дурного? Только ложное ощущение того, что якобы какой-то элемент природы обладает самостоятельностью, приводит к оторванности от Источника и порождению в восприятии человека аспекта "плохо", "горе", смерть. Причиной неудачи было то, что Адам поторопился. Если бы он попытался почувствовать единство всего мира в субботу, когда творение было завершено и как все завершенное было готово раскрыть тайну своего начала, рассказать о Своем Создателе, о Его единстве и желании дарить благо, то тайны материи не были бы для него препятствием. Но он попытался почувствовать единство, в шестой день творения, когда оно не было еще завершено и все его элементы не слились в единое целое в субботней песне. Мидраш рассказывает, что Всевышний приготовил древо "познания добра и зла" (познание всегда идет по пути обобщения и в конечном итоге находит общее в противоположных аспектах) для того, чтобы дать Адаму сок плодов этого дерева в начале субботы. Поэтому Мудрецы установили для каждого еврея обязанность произносить благословение субботнего дня над бокалом вина. Так каждая суббота напоминает нам о том, что весь мир стремится к будущему времени, когда зло перестанет существовать и исчезнут все образы, связанные с ним, существующие на самом деле только в болезненном воображении человека, а следовательно и плод дерева "познания добра и зла" из смертельно опасного яда превратится в лекарство. И так чувственное восприятие Адам не раскрыл, как канал ощущения единства. Вся дальнейшая история человечества представляет собой переворачивание плохого в хорошее через осмысление, раскаяние, отказ от поверхностного восприятия. Но начинают эту труднейшую работу только праотцы еврейского народа, исправляя грех первого человека. Первые же поколения потомков Адама пошли по пути присвоения чувства, использование его не для постижения единства, а для себя, для получения собственного удовольствия (которое само по себе как таковое гораздо слабее того чувства, которое возникает у человека при постижении и ощущении единства сущего). Настолько извращенное чувственное восприятие исказило облик земли, что возникла необходимость начать всю историю заново. Мир после потопа стал иным. Образ мира после потопа – радуга. Цельный белый луч разлагается на семь составных частей потому что он не может пробить толщу облака и рассеивается при столкновении с мельчайшими элементами воды. Если бы свет был сильнее, "пылинки" воды не помешали бы ему остаться белым потоком. В человеке как в микромире произошли те же изменения: разум его (свет) стал слабее, способность видеть и постигать притупилась, чистое восприятие единства совсем уступило место сравнительному анализу. Кроме того, чувственный мир (хотя чувство так же было принципиально ослаблено) стал доминирующим. Это раскрылось мгновенно, когда Ноах попытался сделать то же самое, что и Адам: ощутить единство мира, всего сущего. Он взял плод виноградный, который сродни дереву постижения единства противоположностей (дереву познания добра и зла) и начал с того, что приготовил вино для субботнего кидуша. Но опять материя не раскрылась, но теперь, она проявила новые удивительные свойства: оказалось, что материя обрела способность воздействовать непосредственно на разум человека и притуплять и затуманивать его. После потопа (вплоть до будущих времен) Луч разума не в состоянии пробить чувства и привести их к восприятию единства, он рассеивается и теряет свое свойство простоты. Так же как и Адам, отведав плод остался без одежд из света и был вынужден прятаться от Всевышнего, так же и Ноах остался без одежд и был опозорен. Это образ того, что разрушение внутреннего мира человека, мира его глубоких чувств, выстраивающих нить связи души с Творцом приводит мгновенно и к разрушению мира вокруг человека, он чувствует себя отъединенным от мира, возникает чувство стыда и желание скрыться. Потеря ощущения единства через внутренний мир приводит к потери ощущения единства и через внешний, окружающий мир. И разум и чувство призваны строить связи души с Творцом. После потопа их ослабление и принципиальная утрата аспекта единства привели к тому, что потомки Ноаха воспринимали мир настолько раздробленным, что пришли к тому, что стали считать человека полностью самостоятельным и отделенным от Творца, и сочли возможным бороться с Ним и стали строить башню, как в мире мысли, так и в мире реальном. Эта башня до сих пор является основой всех народов мира, возникших, когда Всевышний рассеял строителей башни.