В то время, когда положение евреев в Святой Земле было крайне тяжелым, рав Кук писал: «Мы с вами живем в эпоху собирания рассеянных и формирования еврейской нации как единого целого на своей земле. Процесс становления нации связан с напряженной борьбой внутри самого рождающегося израильского общества. И все это лишь предварительный этап перед началом настоящего освобождения сынов Израиля из-под гнета народов мира.
«Одежда твоя не снашивалась, и нога твоя не опухала вот уже сорок лет. И познаешь в сердце твоем, что как наставляет человек сына своего, так Б-г, Всесильный твой, наставляет тебя» (Дварим, 8:5). Бааль а-Турим видит в этом предложении Торы намек на то, что учение великих мудрецов становится понятным лишь через сорок лет. «Кого называют мудрым? Того, кто видит зарождающееся» (Авот). Для того, чтобы понять слова мудреца, нужно не только уметь анализировать естественный ход вещей, но и понимать пути Всевышнего в управлении миром для достижения цели творения. Ученики видят то же, что и их учитель, но только через сорок лет они начинают понимать глубину его слов и могут оценить его силу предвидения. Рав Кук за десятки лет до начала событий, определивших современную еврейскую историю, отчетливо видел как национальное возрождение, так и все последствия этого великого духовного движения. В то время, когда положение евреев в Святой Земле было крайне тяжелым и многие видели лишь мрачные перспективы, рав Кук писал: «Мы с вами живем в эпоху собирания рассеянных и формирования еврейской нации как единого целого на своей земле. Процесс становления нации связан с напряженной борьбой внутри самого рождающегося израильского общества. И все это лишь предварительный этап перед началом настоящего освобождения сынов Израиля из-под гнета народов мира. Когда подавляющее большинство еврейского народа соберется в своей стране, откроется наша сущностная сторона, определяемая высокой духовностью. Тогда засветит с Циона новый свет, освещая нам путь и распространяясь по всему миру».
Вне всякого сомнения, наша страна нуждается сегодня в том свете, которое раскрывает учение рава Кука. Его великая душа, привнесшая в мир особую любовь ко всем евреям, оказала влияние на все течения и направления, религиозные и нерелигиозные, левые и правые, которые существовали в его время и зародились уже после его смерти. Всякий, кто соприкасается с учением рава Кука, и в наши дни ощущает радость, подобную чувству человека, нашедшего чистый источник воды в знойный день.