Шалом, уважаемые читатели!
Наша недельная глава открывается законами "Шмиты" – седьмого года, и "Йовеля" – пятидесятого года. В Йовель есть особая заповедь, о которой сказано в Торе:
"И ТРУБИ В ШОФАР В СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ, В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА; В ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ ТРУБИ В ШОФАР ПО ВСЕЙ СТРАНЕ ВАШЕЙ. И ОСВЯТИТЕ ПЯТИДЕСЯТЫЙ ГОД, И ОБЪЯВИТЕ СВОБОДУ НА ЗЕМЛЕ ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ ЕЕ; ЮБИЛЕЕМ БУДЕТ ЭТО У ВАС; И ВОЗВРАТИТЕСЬ КАЖДЫЙ ВО ВЛАДЕНИЕ СВОЕ, И КАЖДЫЙ К СЕМЕЙСТВУ СВОЕМУ ВОЗВРАТИТЕСЬ." (Ваикра 25:9-10).
РаШИ приводит слова Вавилонского Талмуда, трактат Рош га-Шана (лист 29Б), который отмечает, что структура данного стиха Торы необычна: "разве из сказанного "в День Искупления" я не знаю, что это "в десятый день месяца" (т.е., одно из этих выражений является избыточной информацией, поскольку известно, что Йом Кипур всегда приходится на 10-ое Тишрея)? Но, если так, почему сказано: "в десятый день месяца"? Чтобы сообщить, что если Йом Кипур пятидесятого года выпадает на Шабат, то не смотря на это, трубят в шофар повсеместно в Земле Израиля, а если на Шабат попадает Рош га-Шана (любого года), то в шофар трубят только в Сангедрине.
В этой связи МаГаРаЛя из Праги интересует связь между Йом Кипуром и юбилейным годом – почему Тора предписывает объявлять Йовель трублением в шофар именно в День Искупления? Ведь это не первый, а десятый день нового года! Согласно его мнению, Йовель и Йом Кипур подобны друг другу в том, что оба этих момента связяны с восстанавлением "статус кво". В пятидесятый год, как явствует из второго приведенного выше стиха Торы, происходило социально-экономическое "обнуление": во-первых, все рабы-евреи, даже те, чьи уши были проколоты как знак добровольного рабства, обретали свободу; а во-вторых, все поля возвращались своим исконным владельцам, поскольку вся земля принадлежит Вс-вышнему, и ее нельзя было продавать навсегда, а лишь на срок, остающийся до ближайшего юбилейного года. Таким образом, если какой-то семье не везло в течение полувека, и ее члены обеднели и оказались в рабстве, то в Йовель им предоставляется еще один шанс начать все с начала – они не только становятся свободными людьми, но и обретают экономическую базу в виде своей сельскохозяйственной недвижимости. Похожее явление, хотя в другом плане, происходит в Йом Кипур – в этот день народ Израиля освобождается о груза грехов и проступков, возвращается в свое исходное "чистое состояние", и, обновленный, приступает к выполнению своей духовной работы в мире.
Выводя свой комментарий на новый уровень, МаГаРаЛь говорит о связи понятиями "Тшува" и "Геула", т.е. между раскаянием и избавлением. Он приводит стих "И придет в Сион Избавитель, к отвратившимся от преступления в среде Яакова" (Йешаягу 59:20), и, анализируя его, делает вывод, что предлог "к" следует понимать как "ради", эрго, Избавление наступит тогда, когда народ Израиля вернется к исполнению Торы и заповедей. Таким образом, Йовель является физической и экономической "геулой", а Йом Кипур – "геулой" духовной.
Однако тут имеется некая логическая проблема: ведь раскаявшийся грешник только исправляет то, что испортил, т.е., возвращает "статус кво", а Избавление – это большое поднятие на новый уровень, которое он, в принципе, не заслужил. Но дело в том, что раскаявшийся человек избавляется от власти "царя старого и глупого" (именно таким эпитетом награждает в своих Притчах царь Шломо "Ецер га-ра" – дурное начало в человеке), и становится свободным для службы Вс-вышнему, таким образом изменяя не только количество добрых дел, но и собственное качество, и восходя на новую ступень, где Геула уже не за горами.
Сказанное выше имеет непосредственную связь с Днем Независимости Израиля, в преддверии которого мы находимся, поскольку Геула подразумевает военную, политическую и экономическую независимость народа Израиля от других народов. И то, что эта независимость существует порой только на бумаге, есть немалая толика нашей общей вины. Не вдаваясь в долгий исторический экскурс, скажу лишь, что мы упустили много различных возможостей в плане обретения независимости и суверенности. Сейчас главное – не наступать дважды на те же грабли. Осознание того факта, что наш духовный уровень напрямую влияет на наше с вами бытие, ключая и политико-социальные аспекты, должно помочь нам выбрать правильный путь, ведущий к скорейшему и полному Избавлению.