Мы подошли с вами к завершению книги Берейшит (Бытия), первой из книг Пятикнижия Моисеева. Книга Берейшит – это книга личностей, праотцов человечества в целом, и отдельно – еврейского народа. Эти праведники несли людям идею Единого Б-га и Его требований к этому миру и его населению. Но после разделения человечества на народы согласно плану Вс-вышнего, возникла необходимость в создании особого, избранного народа, ибо отдельно взятые личности уже не могли справиться со своей задачей. Переходный этап между личностью и народом – семья (поэтому и на сегодняшний день народ Израиля построен на принципах большой семьи), а завершительная часть этого этапа – воссоединение Йосефа и его детей с Яаковом и остальными его детьми. Народ Израиля должен был выковываться в изгнании – это необходимое условие для его жизнестойкости в будущем. И вот, праотец Яаков, находясь на пороге смерти, благословляет своих 12 сыновей. Цель этих благословений – найти особенным качествам каждого сына свое место в процессе формирования народа. Для примера рассмотрим несколько благословений.
Реувен.
"РЕУВЕН, ПЕРВЕНЕЦ ТЫ МОЙ, КРЕПОСТЬ МОЯ И НАЧАТОК СИЛЫ МОЕЙ, ИЗБЫТОК ВЕЛИЧИЯ И ИЗБЫТОК МОГУЩЕСТВА. ПОСПЕШНЫЙ, КАК ВОДА, НЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА, ИБО ТЫ ВЗОШЕЛ НА ЛОЖЕ ОТЦА ТВОЕГО, ОСКВЕРНИЛ ТОГДА ВОСХОДИВШЕГО НА ПОСТЕЛЬ МОЮ". (Берейшит 3:4).
Реувен был первенцем, но лишился своего звания из-за необдуманного поступка. Затем он раскаялся, но первенец – это лидер семьи, и его ошибки могут дорого обойтись всем. Поэтому Яаков решает, что три прерогативы первенца – власть (царство), служение (священничество), и двойной надел перейдут трем другим братьям, а Реувен получит надел за пределами Святой Земли – в восточном Заиорданье.
Шимон и Леви.
"ШИМОН И ЛЕВИ – БРАТЬЯ, ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ. НЕ ВСТУПИ В СГОВОР С НИМИ, ДУША МОЯ, И К ОБЩЕСТВУ ИХ НЕ ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, ЧЕСТЬ МОЯ! ИБО В ГНЕВЕ СВОЕМ УБИЛИ ЛЮДЕЙ И ПО ПРИХОТИ СВОЕЙ ИЗУВЕЧИЛИ БЫКА. ПРОКЛЯТ ГНЕВ ИХ, КОТОРЫЙ СИЛЕН, И ЯРОСТЬ ИХ, КОТОРАЯ ЖЕСТОКА; РАЗЕДИНИЛ БЫ Я ИХ В ЯАКОВЕ, И РАССЕЯЛ БЫ ИХ В ИЗРАИЛЕ" (Берейшит 49:5-7).
Эти строки вообще трудно назвать благословением, скорее, они напоминают проклятия. Но это не так. РаШИ (Рабби Шломо Ицхаки) обращает внимание на то, что Яаков проклял не самих Шимона и Леви, а лишь их гнев и ярость. И то, что они не будут обитать в Израиле как отдельные колена со своим наделом, а будут рассеяны среди остальных колен – это благо, так как гнев порой необходим, хотя и очень опасен. Вспомним, хотя бы, тот момент, где ярость Пинхаса, происходившего из колена Леви, спасла в пустыне весь народ от эпидемии – он убил одного из глав колена Шимона и его любовницу из народа мидьянитян, которые послали своих дочерей соблазнять евреев, из-за чего, собственно, и началась эпидемия. Ярость Пинхаса была вызвана его ревностью о Б-ге. Однако если это качество сконцентрировано на одной территории, это может привести к взрыву, поэтому сынов Шимона и Леви необходимо было рассредоточить.
Йегуда.
ТЕБЯ, ЙЕГУДА, ВОСХВАЛЯТ БРАТЬЯ ТВОИ; РУКА ТВОЯ НА ХРЕБТЕ ВРАГОВ ТВОИХ; ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ОТЦА ТВОЕГО. МОЛОДОЙ ЛЕВ – ЙЕГУДА, ОТ НАСИЛЬСТВА ТЫ, СЫН МОЙ, УДАЛИЛСЯ. ПРЕКЛОНИЛСЯ, ЛЕГ ОН, КАК ЛЕВ И КАК ЛЕОПАРД, КТО ПОСМЕЕТ ПОТРЕВОЖИТЬ ЕГО? НЕ ОТОЙДЕТ СКИПЕТР ОТ ЙЕГУДЫ, И ЗАКОНОДАТЕЛЬ ИЗ СРЕДЫ ПОТОМКОВ ЕГО, ПОКА НЕ ПРИДЕТ В ШИЛО, И ЕМУ ПОВИНОВЕНИЕ НАРОДОВ. (49:8-10).
Яаков благословляет Йегуду на царскую власть, так как в решительный момент он удержал братьев от убийства Йосефа, чем предотвратил страшную катастрофу в семье. Для правителя самое главное – чувство ответственности за свои действия и действия тех, кто ему подчиняется, так он не сможет сказать: "Я лишь выполнял приказ", хотя и эта отговорка не снимает с человека ответственности за содеянное им.
Иссахар.
"ИССАХАР, ОСЕЛ КОСТИСТЫЙ, ЛЕЖАЩИЙ СРЕДИ ЗАГРАД. УВИДЕВ, ЧТО ПОКОЙ ХОРОШ И ЧТО СТРАНА ПРИЯТНА, ОН ПРЕКЛОНИЛ СПИНУ СВОЮ ДЛЯ НОШИ И СТАЛ ПРЕДАННЕЙШИМ ТРУЖЕНИКОМ" (49:14-15)
Иссахар сравнивается с ослом за упрямство и трудолюбие, необходимые в крестьянском труде. РаШИ объясняет, что тут имеется ввиду бремя изучения Торы – для ее постижения мало одной сообразительности, нужно терпение и постоянство.
Дан.
"ДАН БУДЕТ СУДИТЬ НАРОД СВОЙ, ПОДОБНО КАЖДОМУ КОЛЕНУ ИЗРАИЛЯ. БУДЕТ ДАН ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ, АСПИДОМ НА ПУТИ, КОТОРЫЙ ЯЗВИТ НОГУ КОНЯ, И ПАДАЕТ ВСАДНИК ЕГО НАВЗНИЧЬ. НА ТВОЮ ПОМОЩЬ НАДЕЮСЬ, БОГ!" (49:16-18).
Дан сравнивается со змеем, так как ему предстоит партизанская война – его надел будет прилегать к прибрежным землям, захваченным филистимлянами (современные Аза, Ашдод, Ашкелон, Кирьят Гат). У этих пришельцев были колесницы, и в открытом бою у воинов Дана не было больших шансов. В конечном итоге все колено покинуло эту область и переселилось на самый север Израиля, и поэтому Моше изменил их благословение – вместо змеи он сравнил их с молодым львом (как и Йегуду). Последний же призыв Яакова (стих 18) Мудрецы относят к просьбе о милосердии к Шимшону (Самсону), который был лишен филистимлянами своей силы и ослеплен, но в последнем порыве раскаяния он обрушил на себя языческий храм и погиб вместе с тысячами врагов.
Йосеф.
"РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ЙОСЕФ, РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ПРИ ИСТОЧНИКЕ, ПОБЕГИ – КАЖДЫЙ ЧЕРЕЗ ОГРАДУ ПЕРЕСТУПАЕТ. ЕГО ОГОРЧАЛИ, И СТРЕЛЯЛИ, И ВРАЖДОВАЛИ С НИМ СТРЕЛЬЦЫ. НО ТВЕРД ОСТАЛСЯ ЛУК ЕГО, И СИЛЬНЫ БЫЛИ МЫШЦЫ РУК ЕГО, ПОДДЕРЖАННЫЕ ВЛАДЫКОЮ ЯАКОВА, – ОТТОГО ПАСТЫРЕМ СТАЛ, ТВЕРДЫНЕЙ ИЗРАИЛЯ. ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА ТВОЕГО, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ТЕБЕ, И ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ НЕБА СВЫШЕ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ БЕЗДНЫ, ЛЕЖАЩЕЙ ВНИЗУ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ ПЕРСЕЙ И НЕДР. БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТЦА ТВОЕГО ПРЕВЫШАЮТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ДО ВЕРШИНЫ ХОЛМОВ ВЕКОВЫХ. ДА БУДУТ ОНИ НА ГЛАВЕ ЙОСЕФА, НА ТЕМЕНИ ОТЛИЧИВШЕГОСЯ ОТ БРАТЬЕВ СВОИХ" (49:22-26).
Основная тема благословений, касающихся Йосефа – экономическое процветание. Почему? Йосеф провел 22 года вдали от отца и семьи, среди чужих и чуждых обычаев – и не ассимилировался, не утратил ничего из того духовного багажа, которым снабдил его отец. Кому, как не его потомкам предстоит стать материальной опорой народа, ибо они лучше других умеют обращаться с материей, не попадая от нее в зависимость. И поэтому дети Йосефа, Менаше и Эфраим, обретают статус полноправных колен наряду со своими дядьями, таким образом, надел Йосефа удваивается.
Биньямин.
"БИНЬЯМИН – ВОЛК ХИЩНЫЙ: УТРОМ БУДЕТ ЕСТЬ ДОБЫЧУ, А ВЕЧЕРОМ ДЕЛИТЬ ДОБЫЧУ" (49:27).
Сравнение Биньямина (Вениамина) с волком не может не вызвать вопросов. Простое понимание указывает на то, что потомки его будут незаурядными воинами, что подтвердилось в последствие – во время гражданской войны в эпоху Судей колено Биньямина долгое время успешно противостояло объединенному войску всех остальных колен Израиля (эта история именуется в наших анналах "Наложница в Гиве"), да и воины первого еврейского царя Шауля, как и он сам, происходили из того же колена.
Однако более глубокий комментарий указывает на то, что тут говорится о службе в Иерусалимском Храме, который находился на границе двух колен: Йегуды и Биньямина, причем граница эта проходила по жертвеннику, и три из четырех его углов находились на территории Биньямина. И тогда становится понятным, что утро и вечер, о которых говорится в благословении, соответствуют утреннему и предвечернему постоянному ежедневному жертвоприношению.
Агада (сказание), приведенная в Талмуде, рассказывает, что во времена владычества греков и их прихлебателей одна из ассимилированных знатных евреек подошло к жертвеннику (куда ей вообще нельзя было заходить!), и, постучав по нему своей сандалией, сказала "Люпус, люпус (волк на латыни)! До каких пор ты будешь пожирать деньги народа Израиля!" Эта мнимая жалость к народному имуществу коренится в сугубо материалистическом подходе, усвоенном этой дамой. Ведь согласно еврейской традиции именно жертвоприношения, как и отделение десятины, обеспечивали благословение и процветание народа. Концепция тут проста – пока народ понимает, откуда приходит все благо, и, помня об этом, подтверждает это реальными поступками – благо будет продолжать поступать. Но как только люди начинают думать, что все, что у них есть – плод лишь их усилий, сразу начинаются проблемы.
Поэтому до тех пор, пока не отстроен Храм, наше существование ущербно, ибо нет прямой связи народа и Творца, ибо лишь в Храме возможен высший уровень этого диалога. На этой неделе, в пятницу, мы отмечаем пост 10-ого Тевета, который является первым в цикле постов, посвященных разрушению Храма. Так давайте молиться и действовать, чтобы этот пост превратился в праздник, как об этом говорил пророк Зхарья: "Так говорит Б-г Воинств: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Йегуды радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир". Амен!