yakov-dore

Недельная глава Ваишлах. Дилемма: Исраэль или Яаков, истина или мир?

November 14, 2010 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

В нашей недельной главе рассказывается о возвращении праотца Яакова в Святую Землю после более чем двадцатилетнего пребывания на чужбине. Он вместе со своими людьми располагается станом возле города Шхем, покупает там участок земли (тот самый, на котором после входа сынов Израиля в Святую землю будут похоронены останки Йосефа), и воздвигает там жертвенник Вс-вышнему. Цель этих поступков Яакова ясна – как его дед и отец, Яаков видит свою задачу в том, чтобы донести идею монотеизма до всего остального мира. А средство осуществления подобного замысла – контакты с народами, среди которых живут праотцы и их семьи, в надежде на то, что под влиянием правильного примера эти народы оставят свое идолопоклонство и обратятся ко Вс-вышнему. Но вместо этого в данном случае происходит трагедия:

«И ВЫШЛА ДИНА, ДОЧЬ ЛЕИ, КОТОРУЮ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ, ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ. И УВИДЕЛ ЕЕ ШХЕМ, СЫН ХАМОРА-ХИВЕЯ, ВОЖДЯ ТОЙ СТРАНЫ, И ВЗЯЛ ЕЕ, И ЛЕГ С НЕЮ, И НАСИЛОВАЛ ЕЕ» (Брейшит, 34:1-2)

Вопрос, который напрашивается сам собой: почему Вс-вышний допустил это? Ведь в прошлом неоднократно наши праматери попадали в лапы к правителям стран, имеющим на них виды, но Б-г вставал на защиту их чести, и все оканчивалось хорошо! Что же произошло сейчас? Почему оказалась поруганной честь Дины, дочь Яакова?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся вернуться в начало  недельной главы, «Ваишлах», где мы с вами стали свидетелями ночной схватки, произошедшей на восточном берегу Иордана между праотцом Яаковом и неким «имяреком», который, согласно устной традиции, был ни кем иным, как ангелом Эйсава, пришедшим, чтобы отобрать у Яакова те благословения, которыми наделил его Ицхак перед тем, как Яаков ушёл к Лавану. Результатом этой схватки явилось то, что Яаков не только добился от ангела Эйсава подтверждения благословений, но и получил новое имя – Исраэль. Что это означает? До этого времени наш праотец носил имя Яаков, что означает «обгоняющий по кривой». Тут есть определенное противоречие – в устной традиции и кабале принята точка зрения, что основное качество Яакова – это «эмэт» – «истина», как сказано: «Дай же истину Яакову и милость Аврааму…» (Миха, 7:20). С другой стороны, нет другого такого праотца, которому столь часто приходилось бы идти против истины, пускай и поневоле: при получении благословений, в диалоге с Эйсавом, в договоре с жителями Шхема (об этом позже). Почему?

Дело в том, что у Яакова есть еще одно базисное качество: он – великий «пацифист» Священного Писания. Он, как никто, стремится избежать конфликта практически любой ценой, т.к. понимает, что истина в ее высшем значении не достижима в материальном мире, а значит, становится понятием субъективным, индивидуальным для каждого, в то время как мир – понятие объективное, поскольку касается материальных объектов, и по большому счету мир – это отсутствие войны, как говорит народная мудрость: «Худой мир лучше доброй ссоры». Поэтому там, где можно «разрулить ситуацию» не прибегая к открытому столкновению, Яаков пойдет ради мира на значительные уступки. Причем видно, что он не трус и слабак – когда его загоняют в угол, он дает достойны отпор, как в случае, когда он отвалил с колодца камень, который не могли поднять несколько человек, или когда Лаван обвинил его в краже идолов – тогда Яаков встал и сам потребовал от Лавана немедленно прекратить преследовать его, и это противостояние закончилось подписанием мирного соглашения.

Однако Вс-вышний готовил тогда мир к принятию Торы, несущей объективную истину. А наличие такой истины в мире означает, что жизнь и здоровье, а следовательно, и мир, перестают быть высшей ценность. Возникают ситуации, в которых компромисс невозможен и необходимо пойти на конфликт ради принципа. Именно затем Яаков получает второе имя – Исраэль, что означает «побеждающий ангелов и людей», и в котором слышится слово «яшар» – «прямой», в противовес прежнему «обходящий по кривой». Перед возвращением в Землю Израиля это качество жизненно необходимо Яакову для исполнения его роли – нести в мир свет Вс-вышнего. И Яаков достойно выдерживает схватку с ангелом и получает это имя. Однако, когда на следующее утро доходит до столкновения с Эйсавом, Исраэль снова ведёт себя как Яаков – при встрече с братом он кланяется ему семь раз, тем самым признавая старшинство Эйсава. Мудрецы приводят Мидраш, согласно которому за каждый из этих поклонов впоследствии были разрушены семь Храмов (дело в том, что до того, как Храм был построен царём Шломо в Иерусалиме, было еще 5 мест, где он стоял на протяжение 400 лет с момента входа евреев в Кнаан – Гильгаль, Шило, Нов, Бейт Яарим и Гивон; плюс Первый и Второй иерусалимские Храмы – и того семь). Также при этой встрече, согласно Мидрашу, Яаков скрыл от Эйсава Дину, чтобы тот не решил взять ее в жены, в то время как влияние праведной дочери Яакова могло привести Эйсва к раскаянию, и именно в наказание за это Дина досталась Шхему.

Для того, чтобы изменить себя нужно титаническое усилие. Мудрецы еврейской этики утверждают, что легче исправить последствия сотни грехов, чем изменить одно единственное качество характера. Но праотец Яаков – не обычный человек. От его поступков зависит все будущее еврейского народа. И поэтому Вс-вышний требует от него проявить наконец твердость в отношениях с противниками. Поэтому Дина попадает в плен – ведь в Шхеме уже знают, что Яаков кланялся Эйсаву, и воспринимают его, как слабака, с которым можно не считаться совершенно. Теперь в свете вышеизложенного мы сможем увидеть, как разворачиваются дальнейшие события, и понять, почему это происходит именно так.

Итак, узнав о пленении дочери, Яаков ждёт возвращения своих сыновей с пастбища. Узнав о трагедии, сыновья возмущены до крайности: «И ОГОРЧИЛИСЬ ЛЮДИ ЭТИ, И СТРАШНО РАЗГНЕВАЛИСЬ, ИБО МЕРЗОСТЬ СОВЕРШИЛ ОН (Шхем) С ИЗРАИЛЕМ, ИЗНАСИЛОВАВ ДОЧЬ ЯАКОВА; А ТАК НЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ» (34:6). Между тем Шхем влюбляется в Дину (после надругательства над ней!), и просит своего отца Хамора посвататься к Яакову и его детям, чтобы они отдали девушку ему в жёны. Они оба идут к Яакову и предлагают ему и всем, кто с ним, влиться в состав хивийцев, населяющих эту область, заключать браки между собой, и начать со свадьбы Дины и Шхема. Казалось бы, вполне легитимное предложение. Если бы не одно «но» – Дина все еще находится в плену у Шхема! Это – переговоры, при которых обе стороны улыбаются, но одна держит пистолет у виска другой стороны. Поэтому Исраэль должен был ответить так: «Вначале верните нам нашу дочь, выплатите ущерб, а потом мы подумаем». Но вместо этого Яаков снова ищет бесконфликтный путь – он ставит Хамору и Шхему условие, которое, с его точки зрения, невыполнимо – все мужчины Шхема должны пройти обрезание, только тогда семья Яакова может влиться в их народ. А если нет – то «ТО ВОЗЬМЕМ ДОЧЬ НАШУ И УЙДЕМ» (34:17). При этом происходит клятва Именем Вс-вышнего, т.к. Яаков убежден, что его расчет верен. Но вновь происходит непредвиденное – Хамору и Шхему удается убедить все мужское население города пройти обрезание! Конечно, никто не имел ввиду принять на себя веру в Единого Б-га – их мотивы, главным образом, заключались в желании овладеть великим богатством, которое Яаков привез из Арама.

Так праотец Яаков загнал себя в ловушку – нельзя не исполнить клятвы, данной Именем Творца! А исполнить клятву – значит смешаться с идолопоклонниками, и навсегда похоронить идею создания святого народа. Правда, был еще один выход. Как говорил один небезызвестный политический деятель – «нет человека – нет проблемы». Единственный способ избежать выполнения условий договора – уничтожить вторую сторону. Яаков и его сыновья находятся в безвыходном положении. И тогда «И БЫЛО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ (жители города) БЫЛИ БОЛЬНЫ, ВЗЯЛИ ДВА СЫНА ЯАКОВА, ШИМОН И ЛЕВИ, БРАТЬЯ ДИНЫ, КАЖДЫЙ СВОЙ МЕЧ, И НАПАЛИ НА ГОРОД БЕЗБОЯЗНЕННО, И ПЕРЕБИЛИ ВСЕХ МУЖЧИН. ТАКЖЕ ХАМОРА И СЫНА ЕГО, ШХЕМА, УБИЛИ ОНИ ОСТРИЕМ МЕЧА, И ВЗЯЛИ ДИНУ ИЗ ДОМА ШХЕМА, И ВЫШЛИ. СЫНОВЬЯ ЯАКОВА ПРОШЛИ ПО УБИТЫМ И РАЗГРАБИЛИ ГОРОД, ТАК КАК ОБЕСЧЕСТИЛИ СЕСТРУ ИХ» (34:25-27). Как говорится, любое соглашение с террористами – лишь тактический ход для их уничтожения. Согласно комментариям РаМБаНа, жители города были повинны смерти за неисполнение последней из семи заповедей, обязывающих сыновей Ноаха – установить суды для соблюдения закона. Поскольку жители Шхема не возмутились насилием над Диной, а наоборот, поддержали Шхема и Хамора, тем самым они также стали считаться их соучастниками. Следует принять во внимание, что Шимону и Леви тогда было не более 15-ти лет от роду, т.е. Вс-вышний был явно на их стороне. Когда же обнаружилось, что братья пошли освобождать Дину, то и сам Яаков вместе с остальными сыновьями кинулся к ним на выручку, и весь Шхем вместе с областью оказался в их власти. Этот надел впоследствии Яаков передает во владение Йосефу: «Я ЖЕ ДАЛ ТЕБЕ ШХЕМ СВЕРХ ТОГО, ЧТО У БРАТЬЕВ ТВОИХ, КОТОРЫЙ Я ВЗЯЛ ИЗ РУК ЭМОРЕЯ МЕЧОМ МОИМ И ЛУКОМ МОИМ" (48:22).

Однако Яаков все еще не приемлет силового подхода: «И СКАЗАЛ ЯАКОВ ШИМОНУ И ЛЕВИ: "СМУТИЛИ ВЫ МЕНЯ, СДЕЛАВ МЕНЯ НЕНАВИСТНЫМ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ЭТОЙ СТРАНЫ – КНААНЕЕВ И ПРИЗЕЕВ! Я ЖЕ МАЛОЛЮДЕН: СОБЕРУТСЯ ПРОТИВ МЕНЯ И ПОРАЗЯТ МЕНЯ, И ИСТРЕБЛЕН Я БУДУ С ДОМОМ МОИМ". НО ОНИ СКАЗАЛИ: "НЕУЖЕЛИ КАК С БЛУДНИЦЕЙ ПОСТУПАТЬ ЕМУ С СЕСТРОЙ НАШЕЙ?" (34:30-31).

А какой точки зрения придерживается в этом споре сама Тора? Это сложный вопрос, однако один из ведущих современных комментаторов Торы, рав Яаков Мейдан, глава йешивы «Ар Эцион», стчитает, что, поскольку последнее слово в споре осталось за Шимоном и Леви, правы были все-таки они. И еще один немаловажный момент – сразу после этих событий Вс-вышний обращается к Яакову и призывает его в Бейт Эль, где еще раз нарекает ему имя Исраэль. Зачем это нужно? Поскольку после первого дарования нового имени Яаков не проявил себя как Исраэль, ему пришлось пройти тяжелое испытание, чтобы стать цельным и совершенным, научится сочетать стремление к миру и стремление к истине, понять, что когда под угрозу поставлена честь Вс-вышнего, накрепко связанная с народом Израиля, можно и должно идти на конфликт ради этого.

Мы живем в непростом мире, где истина скрыта за многими покровами, и согласно Закону, ради спасения жизни можно нарушить многие заповеди. Однако есть нечто, что дороже жизни – вера и освящение Имени Творца. Наши предки шли на костер за право соблюдать Тору, но не меньшая заповедь – с оружием в руках давать отпор тем, кто посягает на нашу жизнь, нашу веру и нашу землю – три составляющих еврейского бытия. Мы – тот народ, который подарил человечеству символ мира и слова пророка, призывающего к миру. Однако мы одновременно – потомки великих воинов, захвативших эту землю по приказу Вс-вышнего, и вернувших ее себе после двухтысячелетнего изгнания с помощью Провидения, но силой оружия. Вс-вышний требует от нас быть сильными, чтобы не допускать осквернения Его Имени, и стремиться к миру, чтобы возвеличивать Его. Это две противоположные тенденции, но ведь мы живем в вечном противоборстве противоположностей!

Шабат Шалом!