Борьба за освобождение Йонатана Полларда – это святое дело.
В Торе есть много заповедей, и нам не удается исполнить их все. Однако Рамбам говорит: «Иногда человек исполняет одну заповедь, но ее ценность много выше многих других заповедей. Более того: она включает в себя большое число повелений Торы».
Борясь за одного еврея, мы тем самым заявляем, что в нас жива любовь к народу Израиля и к каждому из его сыновей. И это то, на чем основывается Армия обороны Израиля во всех своих действиях. Если один еврей находится в опасности, большое число солдат готово сражаться за него – один за всех и все за одного. Кроме того, борясь за Йонатана, мы сражаемся с несправедливостью. С той несправедливостью, которую проявила американская администрация по отношению к нему, присудив к пожизненному заключению. И сам суд, и решение суда были беспрецедентными в судебной практике Соединенных Штатов.
Нельзя забывать, что и Израиль проявил неблагодарность по отношению к Йонатану Полларду. Его арест стал возможен только благодаря указаниям, которые были даны работникам посольства.
Мир устроен таким образом, что человек не может заниматься возвышенными заповедями и при этом молча взирать на несправедливость, творимую по отношению к другому еврею. И тем, кто говорит: «Разве из-за того, что люди устраивают голодовки и выходят на демонстрации, Йонатана завтра освободят?», можно ответить только одно: «Если есть люди, которые переживают и готовы действовать ради восстановления справедливости, в конце концов, она будет восстановлена. Если же все будут хранить молчание, если никому не будет дела, все останется по-прежнему». В еврейском народе не может быть места равнодушию. Ведь на протяжении истории мы постоянно оказывались в ситуации, когда мы страдали, а те, кто мог помочь, безучастно смотрели на наши страдания.
Следует бороться за свободу и спасение каждого еврея. Но помочь Йонатану Полларду – особая обязанность. Ведь он помог нам всем. Он, безусловно, имел возможность сказать: «Что я могу сделать?!», но предпочел пойти на крайний риск. И это при полном понимании того, что ожидает его в случае провала.
В Талмуде рассказывается про человека, который умер, а потом душа вернулась в его тело (т.е. произошло то, что сегодня называют клинической смертью). Спросили его: «Что ты видел?» Сказал он: «Перевернутый мир видел я. Верхние – внизу, а нижние – наверху». Иными словами: люди, важные и занимающие высокие посты в этом мире, ничего не стоят в мире духовном, а люди, униженные в этом мире, обретают важность и достоинство – в том. Сказали ему: «Мир исправленный ты видел». И еще спросили его: «А что ты скажешь о тех, кто учит Тору?» Сказал им: «Счастлив тот, кто приходит туда и все, что он учил, – при нем». И добавил: «Мученики Лода – никто не может подняться туда, куда поднялись они». Мучениками Лода называют Лулиана и Папоса: когда император Адриан обвинил евреев в убийстве его дочери, погибшей при неизвестных обстоятельствах, они взяли всю вину на себя. Лулиан и Папос были заняты сбором материалов для восстановления Храма и ни о каком убийстве не помышляли, но, взяв на себя вину, они спасли весь народ от жестоких репрессий (Псахим, 50а).
Отсюда следует, что самопожертвование еврея во имя своего народа стоит выше всех заповедей.
Йонатан страдает каждый день. Он лишен свободы, над ним издеваются, он болен, и у него нет достаточно пищи. И хотя мы надеемся увидеть его среди нас живым и здоровым, уже сейчас можно сказать, что его духовная ступень – самая высокая из тех, которых только может достичь еврей. Он выше тех, кто живет в Америке, он выше израильских политиков, он выше и тех, кто изучает Тору.
Необходимо отметить, что и после того, как Йонатан был задержан, он продолжал жертвовать собой и переносил страдания, чтобы израильтяне, бывшие его связными, могли успеть скрыться.
Йонатан Поллард научил весь народ Израиля тому, что такое самопожертвование во имя еврейского народа. И борясь за него, мы еще и еще раз заявляем: «Эта заповедь выше всех остальных».
Мы очень хотим, чтобы Йонатан Поллард был вместе с нами, и нам, вне всякого сомнения, еще найдется, чему научиться у него.
В конечном итоге, он борется за искоренение несправедливости и неправды из мира. Это его борьба, и мы присоединяемся к ней.