228 aktualia1-1

Все познается в пропорциях

January 13, 2007 Автор: Элиезер Макс Лесовой - No Comments

 «Все познается в пропорциях» – гласит расхожее израильское выражение. Два случая поразили меня за прошедшие две недели, и сопоставление этих случаев позволяет построить в голове ту самую «пропорцию», помогающую понять, на каком свете и в какое удивительное и странное время мы живем.

На все время праздника Ханука я отправился в командировку в Украину. Там, в Киеве, «Мидраша Ционит» проводила, под предводительством директора «Мидраши» Шломо Неемана и Циона Абрамова, семинар для еврейской молодежи СНГ, получивший кодовое название «Модиин – поворотная точка еврейской истории». В семинаре приняли участие, кроме израильских лекторов, также и посланники, работающие в общинах СНГ: Акива Бройде из Минска, Арье Коган из Москвы, Элиша Хенкин из Киева.

Не хочу вдаваться в пространные рассуждения о том, почему войны Маккавеев и произошедшие в их дни чудеса стали, на наш (организаторов семинара) взгляд, поворотной точкой мировой истории. Скажу только, что не случайно в качестве победного апогея борьбы было увековечено не обретение еврейским народом политической и экономической независимости, а тот момент, когда с Храмовой горы были сброшены статуи греческих богов и в Храме возобновилось служение еврейских священников. Пристально вглядевшись в последующие витки мировой истории, мы можем прийти к выводу, что благодаря победе еврейского сопротивления монотеизм спустя несколько веков победил язычество в древнем мире. Более того – даже то, что сегодня в словаре космополитичного жителя планеты Земля есть место понятиям «справедливость», «свобода совести», «права человека», является далеким эхом того самого голоса старого коэна Матитьягу Хашмоная, прозвучавшего в селении Модиин…

 

Сто пятьдесят еврейских юношей и девушек, приехавших в дни Хануки на «слет молодежи» в Киев из 4 стран и почти 30 городов, являются, на мой взгляд, лучшим доказательством победы евреев над греками. Молодые люди, живущие в культурной среде, которая уже более 150 лет агрессивно истребляет все еврейское в евреях – иногда кнутом, а иногда пряником, – не просто сохранили в себе следы национального мировоззрения. Перед нами были подростки – представители четвертого и пятого по счету поколений, оторванных от еврейских корней и образа жизни, для которых еврейское «я» по-прежнему остается решающим фактором в жизни.
Эта молодежь – тот самый «восьмой светильник» Хануки, горящий даже тогда, когда погашены семь светильников Меноры. Их присутствие и существование позволяет понять, как мы сумели совершить Исход после 210 лет рабства в Египте и пережить 2000 лет римского изгнания…

 

Это было своеобразное ханукальное чудо: еврейские мальчики и девочки, днем на лекциях и по ночам в коридорах, ловили и хватали на лету понятия и реалии, которые им понимать не положено ни по возрасту, ни по логике жизненных обстоятельств, ни в силу географических причин. Они слушали героя еврейского подполья Арье Вудку так, как будто лично помнят агентов КГБ, притаившихся за каждой дверью; слушали рассказы лидера израильского гражданского движения Саши Непомнящего о недавней Ливанской войне так, как будто помогали паковать посылки для жителей Кирьят-Шмона; слушали песни еврейского барда и поэта 70-х годов Александра Алона так, как будто война Йом-Кипура произошла у них на глазах…

 

Но больше всего меня поразила та реакция, которую вызвала у еврейских ребят история жизни и борьбы Йонатана Полларда, израильского разведчика, уже 21 год сидящего в американской тюрьме. Хотя многие впервые услышали имя Йонатана Полларда здесь, на семинаре, – тем не менее подростки из Минска и Владимира, Измаила и Мариуполя говорили о Полларде так, будто являются его близкими друзьями, соседями, родственниками – и полны решимости немедленно добиться его освобождения и возвращения на родину, в Израиль. Ко мне подошел один из самых юных участников семинара и, наморщив лоб, спросил: «Так что же это получается: наш сидит в тюрьме у американцев, которые типа тоже за нас, а мы столько лет не можем его освободить?!» Этот мальчик родился через семь лет после ареста Полларда, и всю его жизнь Поллард провел за решеткой! Прямо здесь, на семинаре, было решено объявить ближайший еврейский месяц Шват месяцем борьбы еврейской молодежи за освобождение Йонатана Полларда…

 

… Я летел домой, в Израиль, с чувством приятной усталости. Время не было потрачено зря. Стюардесса предложила свежую газету, и я погрузился в хронику израильских новостей, от которых был оторван десять дней. На первой странице красовалось фото пожилой израильтянки с подписью «Двойное чудо». В передовице рассказывалось о трех молодых израильтянах, которые отправились в поход по горам Чили, сбились с маршрута и пропали без вести. Их искали несколько дней, почти потеряв надежду обнаружить живыми – и внезапно нашли целыми и невредимыми на заснеженном склоне одной из гор. Нимрод Веред, Галь Идан и Лиор Розен – так звали троицу незадачливых туристов. Для того, чтобы чувствовать подобные нюансы, нужен хотя бы небольшой опыт жизни в Израиле, но поверьте мне на слово: имена и фамилии этих ребят свидетельствуют о том, что они – не первое и не второе поколение, выросшее в Израиле. Пожилая дама на фотографии оказалась матерью девушки, потерявшейся вместе с двумя друзьями, – Лиор Розен. И в своем интервью газете она сказала следующее: «Лиор и ее друзья нашлись 24 декабря. Я подумала – как это символично, настоящее двойное чудо. За день до этого была восьмая свеча Хануки, а на следующий день – Рождество!»

 

Словно молния ударила в меня. Взрослая женщина, еврейка, прожившая всю жизнь в Израиле, считает Рождество и Хануку понятиями из одного ряда! Кто виноват в этой путанице сознания – голливудские «семейно-рождественские» комедии, популярная музыка, европейская культурная экспансия? Упрямые эллинисты-язычники передали привет через столетия – напомнив о себе передовицей газеты… Так же, как только что отшумевший слет еврейской молодежи свидетельствовал о победе Хашмонаев, – так же газетная статья напомнила, что длинные руки Антиоха до сих пор пытаются достать нас.

 

«Я репатриировался в очень юном возрасте и теперь впервые приехал в бывший Советский Союз. И здесь, на этом семинаре, я сделал для себя открытие: судьба еврейского народа зависит от вас, находящихся здесь сегодня!» – сказал Александр Непомнящий на торжественном закрытии киевского семинара. Он не хотел сказать тем самым, что будущее еврейского народа будет, как и 150 лет назад, решаться в Минске, Одессе или Киеве, а имел в виду нечто иное: идеалисты из стран Диаспоры, полные энергии и жизненной силы, смогут радикально изменить действительность Израиля к лучшему, если приедут в Святую Землю.

 

Саша Непомнящий прав: наверное, именно еврейский парень из Минска, невзирая на все, сохранивший свою еврейскую душу, сможет, приехав в Землю Израиля, доступно объяснить «сабре» из Герцлии, чем же все-таки Ханука отличается от Рождества…

"Освободите Полларда",
у здания Кнессета, Иерусалим