203 aktualia

Не все дело в демографии

June 24, 2006 Автор: Элиэзер Шаргородский - No Comments

Во все эпохи и на всех материках демография являлась одной из важнейших характеристик прочности государственной власти. Мощь измерялась количеством. В последнем поколении демографический аргумент стал более значимым также и в еврейском мире, а за последние годы демография вообще превратилась в Израиле в доминирующий политический довод. Существенная часть общества соглашается с тем, что геополитические границы Израиля должны соответствовать границам еврейского демографического преимущества. Где нас мало – оттуда и уходим. Этот довод начал особо набирать силу в начале 2000-х годов, после того, как некий географ из Хайфского университета заявил, что вскоре евреи лишатся демографического превосходства на территории Эрец Исраэль к западу от реки Иордан. Он опирался, главным образом, на данные палестинского статистического бюро, оценивающего арабское население в Иудее, Самарии и Газе в 3,8 миллионов человек. Если прибавить к ним более 1,3 миллиона израильских арабов, получается, что численность арабского населения приближается к 5,3 миллиона – количеству евреев Эрец Исраэль. Эти цифры заняли центральное место в воображении многих израильтян и впоследствии служили главным доводом в ходе пропаганды выселения евреев из Газы и Северной Самарии.

 

На эту гипотезу следует привести два ответа: один количественный, другой качественный.

Демографический («количественный») ответ был подготовлен группой американских специалистов во главе с д-ром Беннетом Циммерманом в виде исследования под названием «Прогноз для Израиля и Западного берега к 2025 году». Во-первых, выводы Циммермана опровергли сами данные, использованные в упомянутых выше мрачных предсказаниях: исследователи пришли к выводу, что цифры, представленные палестинскими статистиками, завышены на целых 1,4 миллиона, и что арабское население Иудеи, Самарии и Газы реально не превышает 2,5 миллиона человек. Во-вторых, исследование Циммермана оспаривает существование подобных, неблагоприятных для Израиля демографических тенденций в регионе. Американские ученые утверждают, что даже умеренный поток репатриантов в Израиль (20,000 в год) в совокупности с уровнем еврейской рождаемости, падением рождаемости среди арабского населения, а также высоким уровнем арабской эмиграции (более 70,000 с 1997 по 2003 год)[1] приведут к тому, что в 2025 году удельный вес еврейского населения к западу от Иордана… не только не уменьшится, но и достигнет 63 процентов! Напомню: если следовать версии израильских демографов, основанной на палестинских данных, то к 2020 году евреи вообще потеряют большинство в Эрец Исраэль…

 

В контексте количественного подхода важно также упомянуть результаты другого опроса, проведенного совсем недавно «иерусалимским саммитом», в ходе которого выяснилось, что 70 % арабских жителей Иудеи, Самарии и Газы выражают готовность эмигрировать в другие страны при определённом финансовом  стимуле[2].

Все эти исследования доказывают, по крайней мере, неоднозначность цифр, и это естественным путем приводит нас к рассмотрению второго – качественного аспекта вопроса.

 

Еврейское национальное возрождение есть прежде всего возрождение духа. История сионизма есть ни что иное, как история преодоления трудностей, несмотря на постоянный демографический дефицит. Это проявилось в поселенчестве, в войнах, в международных отношениях. Сам Б-г говорит нам, что наша сила  – не в нашей численности: «Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов…» (Дварим 7:7). Поэтому даже численность евреев в Израиле отражает прежде всего не количество, а качество. Каждый дополнительный еврей поднимает уровень святости. Когда собирается миньян (десять мужчин от 13 лет и старше), можно произносить особо святые части молитвы, которые не говорят в одиночку. Когда собирается 600 тысяч евреев, происходит дарование Торы. Кстати, когда было провозглашено Государство Израиль (5 Ияра 5708 г. – 14 мая 1948 г.), в Эрец Исраэль было около 650,000 евреев. В отличие от других народов, у народа Израиля движущей силой является дух, выражающийся в воле народа, основанной на неразрывной связи, соединяющей его со Всевышним (см., среди прочего, комментарий Рамбана к вышеупомянутому стиху и мнение Маараля в книге Тиферет Исраэль 32). Дух определяет материю, буквы определяют цифры.

Таким образом, сегодняшнее раздувание и обсасывание демографических доводов не столько отражает объективные факты, сколько состояние временной духовной усталости народа. На самом же деле демография – не данность, а лишь арена действия духа. Именно еврейский дух определит, какой из двух сценариев – хайфского географа или д-ра Циммермана – реализуется в Израиле в ближайшие 15 лет.