О чем говорят названия
Названия недельных глав Торы не просто неслучайны. Хотя они и являются словами из стиха, открывающего главу, но именно они раскрывают общее интегральное значение всей главы.
В этом смысле названия десяти глав книги ВАИКРА ещё более насыщенны. Они сами по себе образуют некий смысловой ряд:
И ВОЗЗВАЛ – ПРИКАЗ – ВОСЬМОЙ – ЗАЧНЕТ – ПРОКАЖЕННЫЙ – ПОСЛЕ СМЕРТИ – СВЯТЫХ – СКАЖИ – НА ГОРЕ – О ЗАКОНАХ МОИХ.
Понять, что стоит за этой последовательностью, не так просто, но то, что она, несомненно, есть – довольно очевидно.
Тора священников
Мы с вами поговорим о внутреннем стержне всей книги ВАИКРА.
При поверхностном рассмотрении эта книга представляет собой довольно плотное изложение самых разнообразных законов. При рассмотрении чуть более внимательном становится ясно, что в основном эти законы касаются служения в Храме, работы священников – коэнов[1]. Вполне понятно на этом фоне древнее название этой книги "Тора священников" и ее место в Пятикнижии: сразу после строительства Мишкана – переносного Храма – Всевышний даёт своему народу законы, связанные с его эксплуатацией.
Выглядит вполне гладко. Однако… Хотя книга Ваикра, конечно, ни в какое сравнение не идёт по сюжетной насыщенности ни с книгой Шемот, ни с Бемидбар, сказать, что в ней ничего не происходит, нельзя. Происходящее в ней занимает всего несколько дней, но значение этих дней трудно переоценить.
Освящение и начало служения в Храме.
Если вдуматься, то это – выполнение самого главного предназначения народа, про который сказал сам Творец мира:
«А вы будете мне царством священников и народом святым».
Этими словами начинается подготовка к Синайскому откровению:
«И постройте мне Храм, и поселюсь я среди вас».
Это как раз и происходит на наших глазах.
Книга Шемот заканчивается тем, что "и покрыло облако шатер соборный, и Слава Господня наполнила Мишкан. И не мог Моше войти…". Книга Ваикра начинается тем, что "И позвал Моше и говорил ему Господь из Шатра Соборного…".
Зачем нужны жертвы?
И вот что говорил Бог Моше: «Когда кто-то из ВАС хочет принести жертву Господу…»
Слово из ВАС здесь совершенно лишнее, и заставляет искать дополнительное прочтение. И приглядевшись, можно увидеть то, что видит в этом стихе Мидраш: жертву из Вас – жертву из людей.
Совершенно естественно, что прежде, чем объяснять подробности законов о жертвоприношениях, Всевышний объясняет самое главное – что это такое. И говорит, что в основе жертвоприношения лежит естественное желание человека приблизиться к Богу, даже за счет своей жизни…. Однако, понимая это стремление, однозначно отвергает Он такой путь приближения:
«Когда кто-то из вас хочет принести жертву Господу – то из скота, из крупного или мелкого скота, приносите жертву вашу».
Всё, казалось бы, ясно. Однако стремление во что бы то ни стало приблизиться к Всевышнему ещё больше, это недвусмысленное ограничение, видимо, не остановило. И потому жертвы из людей все-таки были принесены.
Безумство храбрых
Мы, конечно, говорим о Надаве и Авиу, двух старших сыновьях Аарона, погибших в Святая Святых от руки Небес.
– Так это была жертва? – спросит читатель.
– Это была попытка приблизиться – ответим мы. Ведь слово жертва – курбан – означает приближение.
Попытка неправильная, неудачная, ошибочная. И, тем не менее… Безумству храбрых поём мы песню. Моше увековечивает память Надава и Авиу словами:
Это – то, что сказал Господь: "Близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь".
«Близкие ко Мне» – вот кто такие Надав и Авиу. Столь высоко их стремление. И, тем не менее, "мы пойдём другим путём".
Правила безопасности
Всё дальнейшее содержание книги ВАИКРА можно рассматривать как ответ на вопрос: "А как же тогда?"
Как же тогда человек может приблизиться к Богу, к святости?
Главы АХАРЕЙ МОТ и КДОШИМ, видимо, занимают центральное место в ответе на этот столь важный для человека вопрос.
Названия этих двух глав связываются вместе в фразу "После смерти святых". Продолжение стиха объясняет нам, о ком идёт речь: «И говорил Моше после смерти двух сыновей Аарона…»
Слова, сказанные им же сразу после трагедии, которые мы уже приводили выше, не оставляют сомнения, что святые – это Надав и Авигу.
Содержание этих двух глав представляет собой, как мне кажется, конкретные рекомендации на тему "Как прийти к святости и не умереть". Во всяком случае, об это говорит первая же фраза, сказанная Господом Моше:
«Скажи Аарону, брату твоему, чтобы он не во всякое время входил в святилище за завесу перед крышкой, что на ковчеге, дабы не умер он, ибо в облаке Я буду являться над крышкой…».
Помните, что было после того, как «Слава Господа наполнила Шатер»? – «И не мог Моше войти…»
Первыми, кто преступили порог Шатра, были Надав и Авигу. После их смерти могло показаться, что человек действительно не может "увидеть Бога и остаться в живых". И потому так важно продолжение: «В этом (т.е. в этих одеждах) войдёт Аарон в Святилище…»
Далее говорится о законах Йом Кипура – единственного дня, когда единственный из всего народа человек – потомок Аарона, первосвященник входит в Святилище. Входит для того, чтобы выйти живым. Именно поэтому на исходе Йом Кипура устраивал первосвященник благодарственную трапезу. Поэтому и мы в память об этом поём в Йом Кипур, заканчивая описание Служения этого дня:
"Сколь величественно было лицо Первосвященника, выходящего из Святая Святых…"
Итак, первое условие: человек может войти в Святилище не тогда, когда захочется ему, каким бы не было сильным его желание, но когда этого желает Тот, к Кому человек так стремится.
Второе: не каждый человек, а лишь потомок Аарона – первосвященник.
Третье: он входит в Святилище не как частное лицо. Сказано там же: «Ни один человек не должен быть в шатре соборном, когда он входит для искупления в святилище, до выхода его».
Это значит, что всё то время, когда первосвященник там находится… там нет ни одного человека! Помните детскую загадку "А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?". Как это – нет ни одного человека, а как же первосвященник?! Он что – не человек, получается? Получается, что на это время – он не человек.
Так кто же остался в Святая Святых?!
Тот, двенадцать имён которого начертаны на драгоценных камнях нагрудника первосвященника. Народ Израиля. Общность Израиля. Таким образом, первосвященник как бы полностью растворяется в своей миссии, в том, ради кого он послан в Святая Святых. В народе Израиля. Кто, значит, входит туда? Весь народ.
Как становятся святыми…и зачем
И тут–то начинается самое главное.
После законов Йом Кипур Тора переходит к запрету на употребление в пищу крови, затем – к запрету кровосмешения и прочих запрещённых связях. Потом про страх перед родителями. Там же про соблюдение субботы. Далее про идолопоклонство. А затем ещё о тысяче разных законов.
Ну и какой в этом смысл?
Смысл раскрывается в самом начале. При переходе от законов служения в Храме в Йом Кипур ко всем остальным делает Всевышний одно очень важное замечание.
«Соблюдайте же уставы мои и законы мои, исполняя которые, человек будет жив в них».
Это замечание напрямую продолжает тему, начатую главой АХАРЕЙ МОТ: "Как прийти к святости и не умереть".
Вот, значит, ещё одно условие: для того, чтобы человек мог приблизиться к святому, нужно соблюдать уставы и законы. И не только сам человек, а весь народ.
Само по себе возражений не вызывает, но хотелось бы знать: а зачем?
И на это мы получаем ответ в главе КДОШИМ. В самых первых её стихах: «Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш».
Вот он – ответ на все вопросы: и для чего нужны заповеди, и почему, соблюдая их, человек будет жить.
Заповеди дал Всевышний еврейскому народу с одной целью: они делают его святым. Это мы сами говорим каждый раз, когда выполняем заповедь Торы: "который освятил нас Своими заповедями…".
Освятил – это и значит «сделал святыми».
А для чего нам быть святыми? Вы никогда не задавались таким вопросом? Может, все-таки чересчур это? Может, достаточно быть просто порядочными людьми? Нет никакого сомнения: без того, чтобы сначала стать порядочными людьми, в лучшем понимании этого термина, к святости не прийти. Но так же несомненно и то, что Всевышний, Бог наш, нас выведший из Египта, избравший нас из всех народов, хочет от нас большего, чем просто порядочности. Он говорит, что мы будем народом святым. Но для чего?
Очень просто. «Ибо свят Я, Господь, Бог ваш».
Вы ищете близость ко Мне. Это – естественное стремление души к её источнику, к Творцу.
Законы приближения
Это стремление, собственно, и называется «любовью к Богу» (поскольку всякая любовь – это стремление к близости, единению).
Если есть желание (стремление к Творцу), то всё остальное – дело техники. Только даже самая передовая техника здесь не поможет – ни «Союз», ни «Дискавери». «Вот ведь Гагарин в космос летал, а Бога не видал» – серьёзное научное доказательство наличия отсутствия Бога.
Так давайте нам технику! Можно издать брошюрку «Как приблизиться к Творцу». Вполне в духе времени.
Если серьёзно, то техника приближения в духовном мире основана на сближении свойств, увеличении подобия. Когда мы говорим про людей, что они близки по духу, то физически они могут находиться на разных материках. Бывает и наоборот: антиподы живут в одной квартире.
А мы – с кем же мы хотим жить в одной квартире? В святая святых….
И с кем хочет жить в одной квартире Творец всех квартир?
Сказано нашими мудрецами: «Хотел Всевышний сделать себе квартиру в нижних мирах»…
Так, Он хочет, мы – тоже: за чем же дело?
Мы слишком на него не похожи.
Итак, первое правило для тех, кто хочет приблизиться к Творцу.
Нужно стать хоть немного на него похожим.
А Всевышний свят – говорит Он сам.
А потому и у нас нет другого выхода…
Инструкция же на тему "Как стать святым" – это глава КДОШИМ. Да и вся Тора, пожалуй.