Рабби Ханина бен Хакинай жил во второй половине 1-го века н.э. и был одним из четырех великих мудрецов академии в Явне. Он пошел учить Тору к рабби Акиве и пробыл у него в учениках 13 лет. Все это время он не посылал домой и не спрашивал, как там дела, пока не прислала ему жена письмо: "Дочь твоя выросла". Почувствовал это великий Рашби (Рабби Шимон бар Йохай), который был из старших учеников рабби Акивы, и сказал ему: "У кого выросла дочь, пусть идет домой". Послушался он рабби Шимона и пошел домой. Вошел рабби Ханина в дом, не постучав. Испугалась его жена и упала замертво, так и не увидев его. Сказал он Всевышнему: "Неужели такова награда этой несчастной, после того, как 13 лет она ждала меня?" Тут же душа вернулась к ней.
Рабби Ханина относился к той категории мудрецов, которые все свои силы и время тратили на изучение Торы. В трактате «Авот» приводится следующее его высказывание: "Тот, кто, будучи ночью не в состоянии уснуть или находясь в одиночестве в пути, обращает свое сердце к праздности, поплатится своей душой". Закон не обязывает путешественника или человека, страдающего от бессонницы, заниматься изучением Торы. Однако рабби Ханина бен Хакинай считал, что даже при таких обстоятельствах человек не должен прерывать изучение Торы – и именно благодаря этому сможет спасти свою душу от праздности и пустых мыслей, превратив путешествие или вынужденное бодрствование в еще один этап постижения Б-жественной мудрости…
Рабби Ханина бен Хакинай подчеркивает важностей заповедей, возложенных на человека по отношению к его ближнему. Он говорит, что человек, который дает деньги в рост, как будто отрицает основную Истину в этом мире – что существует Творец, который видит все и управляет миром. «Никто не может солгать ближнему своему, не посягая на основную Истину» – таковы его слова.
95 лет было рабби Ханине, когда вывели его римляне на площадь, чтобы казнить. Это было в начале субботы, и стал он говорить Кидуш. Не дали ему закончить. Вышла его душа со словом «Кадош» – «Свят». Прозвучало эхо пророчества и сказало: "Блажен рабби Ханина бен Хакинай, ибо был он свят"