Холокост – это проблема исторической памяти народов, это попытка осмыслить геноцид не только как национальную, но и как всечеловеческую, планетарную катастрофу.
Именно Холокост с его лагерями массового уничтожения ставит под сомнение концепцию разумности истории человеческого общества, допустившего Освенцим.
Холокост был не только убийством 6 миллионов евреев. Это было поражение европейской цивилизации. Весь мир был немым свидетелем того, что произошло. Ощущение безнаказанности разрушило моральные преграды, превратив людей в зверей. Были преданы тысячелетиями накапливающиеся человеческие ценности, в том числе религиозные заповеди. Холокост, как всякий геноцид, действует не против «кого-то», а всегда против всех – и карателей, и жертв, разрушая всё человеческое в человеке.
Сохранилась следующая запись в дневнике офицера СС:
“Каким бы ни был исход войны, мы выиграли войну, мы выиграли войну с евреями, никто из них не останется в живых, чтобы свидетельствовать – мир ему не поверит. …Мы уничтожили улики… люди скажут, что факты слишком чудовищны, чтобы им верить; и поверят нам, тем, кто будет всё отрицать. Именно мы будем диктовать историю лагерей”.
( М.Я. Гефтер. Информационный бюллетень «Холокост» 1994 г. № 1 стр.2).
Это очень точный расчёт на провалы в нашей памяти, на неверие в окружающего мира в то, что люди могут сотворить такое. Почему память о Холокосте не стучит в сердце граждан европейских стран? Причин много – это безразличие властей, равнодушие граждан, скрытый и явный антисемитизм националистов и ура-патриотов в разных странах и обществах. Но главная причина – непонимание того факта, что Холокост разрушил Европу едва ли не больше, чем самих евреев: евреи погибли физически, Европа же умерла морально.
«Холокост – это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма» (Война 1941-1945г., Берлин, 1992, стр.23).
Прав был Александр Галич:
От скорости века в сонности
Живём мы, в живых не значась.
Непротивление совести –
Удобнейшее из чудачеств!
И только порой под сердце
Кольнёт тоскливо и сильно:
Уходит наш поезд в Освенцим!
Наш поезд уходит в Освенцим!
Сегодня и ежедневно…
Чтобы строить новое, нужно возвращаться к старому – без этого не восстановить историческую логику и справедливость, если понятия «логика» и «справедливость» вообще применимы по отношению к Холокосту.
История Холокоста, его уроки – горькое, но необходимое лекарство от беспамятства и благодушия.
Память о нацистском геноциде евреев важна не только как символ прошлого. Она важна в связи с универсальной сущностью расизма, шовинизма и расового геноцида.
В этом году мир отмечает 60-летие победы над нацистской Германией, но современный мир полон примеров национальных конфликтов и попыток идеологически возродить теории расового превосходства, оправдать насилие и нетерпимость по национальному признаку.
План «окончательного решения» в виде убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. «Вначале было слово». Устное и печатное, использование понятного «образа врага» для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилие, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.
Нет необходимости доказывать, что когда в странах, победивших фашизм, звучат нацистские лозунги, а преследования и оскорбления людей по национальному признаку становятся обыденным явлением, тема Холокоста звучит очень актуально.
Холокост – греческое слово с двумя толкованиями: «всесожжение, огненное жертвоприношение». Когда-то праотец Авраам получил указание от Всевышнего: пойти на гору Мория и принести в жертву всесожжения своего единственного сына Ицхака. В последний момент указание было отменено. Тем не менее, мудрецы Торы сказали: «Пепел Ицхака всегда на жертвеннике Храма». Ицхак – прародитель нашего народа, единственный сын, продолжатель дела Авраама. Если бы он не взошел на жертвенник – не было бы народа, говорят мудрецы. Это великая основа нашей истории: путь вверх начинается с жертвенника, из пепла рождается новая жизнь. Можно уничтожить нас физически – но невозможно уничтожить духовно. Это прекрасно понимал Гитлер, до сотрется его имя. Именно поэтому он стремился не просто убить людей – он пытался прежде всего лишить их человеческого облика, воли, довести до животного состояния. И проиграл…
Когда нацисты согнали на расстрел жителей одного из местечек Восточной Польши, рав обратился к эсэсовцам и попросил у них десять минут. Те согласились – им показалось забавным лишних десять минут понаблюдать за евреями – их предсмертным ужасом, истериками и паникой. Но ничего подобного не произошло. Раввин обернулся к людям и сказал: «У нас очень мало времени. Сейчас нам предстоит исполнить важнейшую заповедь – умереть, освящая Имя Творца. Я хочу вкратце напомнить основные принципы этой заповеди…»
Мы убиваем Гитлера каждый раз, когда ведем себя по-еврейски, воспитываем своих детей евреями и придерживаемся той вечной морали, которую пытались стереть с лица земли фашисты.
Думал ли лауреат Нобелевской премии, американский писатель Эли Визель, что приведенная ниже метафора, оброненная им в 1963 году в статье об Освенциме, станет символом новейшей еврейской истории?..
«Если теперь возникнет новая философия еврейского существования, она обязательно будет основываться на Катастрофе и на том, что связано с Катастрофой».
Министр обороны Израиля Шауль Мофаз у монумента
павшим в День Катастрофы и Героизма
Депортация…
Освобождение Дахау