904

Тора и право на отдых

December 25, 2004 Автор: рав Азриэль Ариэль - No Comments

Если Вам не трудно, подскажите мне, существуют ли какие либо законы, определяющие право на отпуск, и правила, описывающие, как его следует проводить, если ты уже живешь на святой Земле? Женя Гурский, Израиль               

         Отвечает рав Азриэль Ариэль:

  Трудно ответить на этот вопрос, указав непосредственное место в Торе, но и утверждать, что наше Учение не занимается этим вопросом, невозможно.

  Начнем с цитаты. «Когда же перейдете Иордан, и поселитесь в земле, которой Б-г ваш наделяет вас, и успокоит Он вас от всех окружающих вас врагов, и будете жить безопасно. Тогда на место, которое изберет Б-г Вс-сильный ваш, чтобы пребывало Его имя там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и десятины ваши, возношения руки вашей и все избранное по обетам вашим, что вы обещали Б-гу. И веселитесь перед Б-гом вашим вы, и сыновья ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который во вратах ваших, ибо нет ему участка и удела с вами» (Дварим).

  Веселиться перед Б-гом! Что это за заповедь? Некоторые из тех частей урожая или от приплода скота, которые еврей должен был отделять каждый год, не передавались никому, а откладывались до тех пор, пока человек не оказывался в Иерусалиме, где он, собрав родных, знакомых и друзей, устраивал пир.

(Если дорога была далекой, плоды можно было продать и принести с собой деньги, но скот, выбранный в качестве жертв, заменять запрещено.) Пир в честь того, что он пришел в святой город и предстал перед лицом Всевышнего!

   В Израиле любой человек, работающий по найму, по закону, имеет право на оплачиваемый отпуск. Люди используют предоставленные им время и средства, чтобы поехать отдохнуть. В самой природе человека заложено желание стряхнуть с себя хотя бы на время тяжкое бремя обязанностей перед самим собой и перед обществом. Каждому необходим тихий уголок на берегу моря, где он может забыть сложности в отношениях с людьми и постоянную гонку за заработком, которые не оставляют его в покое на протяжении всего года.

   Закон Торы не запрещает человеку проводить время в уединении на берегу моря или в лесу, но обязывает его в течение года взять другой отпуск – отключиться от всех забот и прийти в Иерусалим – туда, где пребывает Б-жественное Присутствие.

   Настоящая радость не в уединении, а в приближении к Б-гу, и не в одиночестве, а вместе с друзьями, не в том, чтобы сбросить с себя обязательства, а в том, чтобы исполнить заповеди: в чистоте сесть за стол, есть принесенные жертвы, возвышаться духовно и доставлять радость неимущим, вдовам и сиротам. Но эту заповедь можно исполнить только в то время, когда стоит Храм.

   Пребывание Всевышнего среди народа Израиля дает радость, а когда Он оставляет Свой дом – нет настоящего веселья. На любых торжествах мы говорим: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего» (Теилим, 137).

   Но может быть, готовясь к тому времени, когда будет восстановлен Храм, нам стоит ввести обычай для каждой еврейской семьи, где бы она ни жила, раз в год приезжать в Иерусалим, где в атмосфере дружбы, изучения Торы, уважения и заботы о близких провести несколько дней в качестве семейного отпуска.