Завершился Суккот, отшумел праздник Симхат Тора… Из калейдоскопа осенних праздников мы возвращаемся в мир будничный — однако мысли, навеянные праздниками, продолжают крутиться в голове.
Талмуд пишет, что в будущем, в отстроенном Иерусалиме, Всевышний усадит всех евреев за трапезу в одной огромной сукке.
Я всегда воспринимал это обещание как один из признаков окончательного избавления, наряду с другими признаками — падением ига народов, мирным сосуществованием ягненка со львом и т.п.
Однако в этом году, с сожалением наблюдая, как реально существующие и искусственно выдуманные противоречия (с преобладанием выдуманных) сотрясают наш народ, я подумал о том, что сидение всех евреев в одной сукке — это не признак и не следствие избавления, а то обязательное условие, которое должно ему предшествовать.
То есть в тот момент, когда каждый из евреев согласится сесть за один стол и находиться под одной крышей с любым другим евреем, независимо от его одежды, рода деятельности, политической ориентации и принадлежности к каким-либо религиозным течениям, — в этот миг закрутится колесо, ведущее к окончательному освобождению.
Ведь причины, мешающие «починить» этот мир, как всегда, не где-то снаружи, а внутри нас самих. Так уже было когда-то, когда наш народ, обретя свободу физическую, шел по пустыне навстречу свободе духовной, прикрытый Облаками Славы.
Наши мудрецы говорят, что сукка подобна этим облакам и служит напоминанием о них. Тогда, после Исхода, были люди, которые отстали и оказались вне защиты Облаков Славы. Они отстали не потому, что им было тяжело идти, а потому, что не успевали за другими в духовном и моральном росте, продолжая смотреть назад, в сторону покинутого Египта.
Именно на них и напал Амалек, увидев их уязвимость: напал на отставших, а рану в результате нанес всему народу. Тот, кто не может сидеть в одной сукке с другим евреем, кто не осознает сегодня необходимость еврейского единства, — не только безнадежно отстал от времени, но и вновь ставит весь народ под вражеский удар.