– Скажите, Алекс, что было для Вас самым трудным, когда Вы начали работать в СНГ?
– Наладить работу в стране, которая прожила 70 лет в условиях коммунистического режима, последовательно истреблявшего все еврейское – это было для меня профессиональным испытанием.
– Какие события запомнились больше всего за три года Вашей работы в Киеве в качестве главы «Сохнут»?
– Таких событий было три. Первое – День Независимости Израиля 2002 года, который мы впервые праздновали в главном концертном зале страны – Дворце «Украина». Эмиссары Еврейского Агентства со сцены обратились к 4 тысячам зрителей. Мы организовали телемост и связали молодых репатриантов из СНГ, проходящих службу в Армии обороны Израиля, с их родными и близкими в зале…
Второе событие – церемония открытия площади Кикар Цион перед киевским офисом «Сохнута». Это было в прошлом году, в первый день Хануки. Меня поразило, что зажечь вместе с нами первую ханукальную свечу пришли все: представители местных еврейских общин, дипломаты из посольств Израиля и США, городская администрация Киева.
И третье событие – митинг солидарности с Израилем на Европейской площади в Киеве. Там было 10 тысяч человек – причем не только члены еврейской общины, но и сочувствующее местное население.
– Какие профессиональные задачи Вы считаете главными лично для себя?
– Во-первых, дать еврейской общине, каждому еврейскому ребенку возможность познакомиться с еврейской культурой, израильской историей, идеями сионизма.
Во-вторых, дать каждому еврейскому ребенку возможность посетить Израиль.
В-третьих – чтобы большинство евреев, живущих во всем мире, и в особенности молодое поколение, репатриировалось в Израиль. Итак, три главных ориентира – репатриация, образование, работа с молодежью.
– Каким Вы видите будущее евреев, живущих в СНГ, через двадцать лет?
– Большинство евреев пойдет по одному из двух путей. Часть переедет в Израиль, другая часть будет жить подобно тому, как живут евреи во многих западных странах. Еврейское Агентство и я как глава этой организации в Украине и Молдове сделаем все, чтобы как можно больше евреев уехало в Израиль, но в то же время поддержим всех тех, кто решит остаться.
Первоочередная цель – алия, но это решение каждый должен принимать для себя сам. А мы, в свою очередь, сделаем все, чтобы даже дети оставшихся выросли евреями и получили еврейское образование: будем поддерживать еврейские школы, детские сады, студенческие клубы, организовывать молодежные лагеря. Мы будем продолжать работать и сотрудничать со всеми.
– Наступит ли момент, когда «Сохнут» прекратит свою деятельность за рубежом? Когда Вы скажете: «Нам больше нечего делать»?
– Такого не будет никогда.
– И Агентство продолжит существовать даже после прихода Машиаха?!
– Ну… Согласно еврейской традиции, с приходом Машиаха все евреи соберутся в Земле Израиля. Поэтому после его прихода посланники «Сохнута» закроют представительства, тоже сядут на ослов и вернутся в Израиль вместе с ним – последними.
– Где, по Вашему мнению, на сегодняшний день больше всего работы для «Сохнута»?
– В СНГ.
– Что Вы думаете об эмиграции евреев в Германию, которая набрала обороты в последние годы?
– Если смотреть вперед только на один шаг, то экономические условия жизни в Германии действительно очень привлекательны. Однако в перспективе это катастрофа. Я не понимаю, как евреи могут ехать в Германию после Холокоста и убийства 6 миллионов. Можно объяснить отсутствие у людей идейности, но должны, в конце концов, существовать моральные ценности! Для людей, едущих в Германию по экономическим соображениям, их выбор обернется бедствием и катастрофой – по двум причинам.
Во-первых, с ростом количества евреев в Германии опять появится антисемитизм, и евреи будут ощущать себя нежеланными чужаками.
Во-вторых, еврейская жизнь в Германии обречена на гибель. Дети не будут расти евреями – они будут воспитываться как немцы (пусть даже с еврейской кровью в жилах), и через одно-два поколения евреи в Германии растворятся и исчезнут.
Очень жаль, что в результате этого процесса наш народ в таком количестве теряет своих сыновей. В качестве ответных действий Еврейское Агентство в настоящее время разворачивает и усиливает свою работу в Германии.
– Вы постоянно говорите о репатриации в Израиль как об основном выходе для евреев. А не тяжело ли Вам призывать людей переехать в страну, которая сегодня переживает такие нелегкие времена?
– Очень тяжело. Но давайте приведем такой пример. У вас есть семья. И в вашей семье есть проблемы – нет денег, кто-то тяжело болен… Скажите, вы можете принять решение оставить или сменить свою семью? Израиль – это семья, родина. И еще. Я считаю, что после войны в Ираке мир изменился, включая Ближний Восток. Даже экстремистские страны поняли, что террору и диктатуре нет места в свободном мире. Я надеюсь, что начавшийся мирный процесс даст шанс победить террор и вывести экономику в фазу подъема.
– Несмотря на эти надежды и радужные перспективы, многие израильтяне отправляются жить и работать за границу. Как Вы думаете, что это – временное явление или постоянная проблема?
– Это, как мне кажется, не явление и не проблема. Это бизнес. Если приглядеться повнимательнее, окажется, что у большинства из этих людей дома, семьи и дети в Израиле. Бизнес – нормальная вещь. Части людей действительно приходится искать работу за рубежом, но я уверен, что это временное явление, которое угаснет через несколько лет после проведения экономической реформы. В конце концов, нельзя требовать слишком многого. Назовем вещи своими именами – Израиль уже больше трех лет в состоянии войны, войны с террором. Хотелось бы, чтобы мир нaконец осознал этот факт – но это невозможно объяснить.
– В чем больше всего нуждается сегодня израильское общество?
– В единстве и оптимизме.
– Проект «Еврейское самосознание» в рамках программ «Сохнута» – относительно новое явление. Скажите, какие положительные сдвиги в развитии проекта Вы можете отметить?
– Я считаю, что «Еврейское самосознание» – гениальная идея и самый блестящий проект Еврейского Агентства за последнее время.
70 лет люди были лишены какой-либо связи с еврейской традицией. Сегодня, параллельно с подготовкой к алие, люди должны обязательно получать представление о том, что такое иудаизм. Есть Израиль, а есть тоннель, ведущий туда, и этот тоннель – проект «Еврейское самосознание».
Невозможно по-настоящему оказаться в Израиле, не пройдя через этот тоннель. Когда люди приедут в Израиль, они сами выберут для себя образ жизни: ортодоксальный, традиционный или даже светский. Но у всех их обязательно должна быть база «еврейского самосознания».
– А каково место «Мидраши Ционит» в системе «Сохнута»?
– Мидраша в рамках проекта «Еврейское самосознание» подобна Оксфорду и Кэмбриджу в мире академической науки. Мидраша – как корона на голове королевы, а ее студенты – наши солдаты на передовой, несущие знамя иудаизма и сионизма.
«Мидраша Ционит» должна стать своеобразным университетом, академией еврейской самоидентификации, еврейского образа жизни и истории, и ее деятельность в будущем будет охватывать не только Украину, но и все СНГ – от Хабаровска и Ташкента до Риги и Махачкалы!
Начало массовой алии,
очередь за израильской визой.
Москва, 1990
Площадь Кикар Цион