В кулуарах конференции |
C 29 по 31 августа 2005 года в Киеве, в помещении Галицкой синагоги прошла 13-я научная конференция киевского Института иудаики. На этот раз она была посвящена истории и культуре советского еврейства в период с 1920 по 2005 год. Эта конференция явилась подлинным событием для еврейской интеллектуальной общественности Украины, России и других стран. В конференции приняли участие не только Институт иудаики, но и Центр Чейза при Еврейском университете в Иерусалиме, Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского, Центр для преподавателей иудаики в ВУЗах <Сефер> (г.Москва). Многие программы и проекты института проводятся уже в течение ряда лет. Постоянно появляются и новые идеи, формируется и наполняется новым содержанием вся многогранная деятельность института. Особое место в деятельности Института иудаики занимает совместный проект с организацией <Мидраша Ционит> – создание Центра еврейской и израильской культуры на базе Галицкой синагоги в Киеве. В этом году, благодаря творческой энергии и инициативе директора института Леонида Финберга, а также ведущим сотрудникам этого института Ирине Климовой, Ури Корогодскому и другим, уже были реализованы и продолжают осуществляться все новые и новые замыслы. В рамках программы сохранения еврейского культурного наследия был создан и постоянно пополняется архив института, в котором хранятся уникальные документы, личные архивы писателей, художников, деятелей еврейской культуры Украины, фотографии, художественные произведения, книги и множество других материалов, собранных сотрудниками института. Нынешняя трехдневная конференция открывалась докладом председателя академического совета центра <Сефер> Рашида Капланова <Основные тенденции развития иудаики в начале ХХI века>. В его докладе лейтмотивом прозвучало: во всем мире наблюдается сегодня несомненный и однозначный интерес к еврейскому культурному наследию, к постижению его духовной глубины и силы. В этот процесс познания вовлечены ученые Германии, Великобритании, США, Украины и России, и, конечно же, Израиля. Причем многие ученые и специалисты в области иудаики не являются евреями по происхождению. Нынешняя конференция была представлена двумя основными секциями: <История> и <Искусство, литература, образование>. Секции вместили в себя различные, разнообразные по уровню и содержанию, доклады. Но все они были подготовлены людьми, горячо любящими свое дело. Дело, которому они служат практически бескорыстно – возрождение еврейской культуры. В 1990 году в одном из интервью Михаила Членова, тогда сопредседателя ВААДа (Конфедерации еврейских организаций и общин СССР) спросили: <Что такое советское еврейство и можно ли говорить о евреях СССР как о единой общности?> На это он тогда ответил: <Мне кажется, что советское еврейство существует. Это довольно странная часть еврейского народа, но, тем не менее, отчетливо проявляющая себя как единое целое>. В Советском Союзе евреев объединяло общее стремление противостоять политике государственного антисемитизма. Прошедшая в этом году конференция пыталась раскрыть феномен советского еврейства, дать оценку этому феномену с позиций сегодняшнего дня. Отдельным докладом, вызвавшим бурный отклик, прозвучал доклад Ларисы Воловик, посвященный сионистскому движению в 70-е годы в УССР. <Пока я буду в состоянии воспринимать мир>, – писал советским чиновникам Борис Кочубиевский, инженер из Киева, – <я буду делать все, что в моих силах, чтобы уехать в Израиль. И если вы сочтете нужным посадить меня в тюрьму, для меня это ничего не изменит. И если я доживу до своего освобождения, я буду готов направиться на родину моих предков, даже если для этого мне понадобится идти пешком>. Кочубиевский был приговорен к трем годам заключения в тюрьме. Сегодня это уже история. История, которую делали советские евреи. Секция искусства, литературы и образования была не менее интересной. Здесь были доклады, посвященные творчеству Шолом-Алейхема, судьбе еврейского поэта Нафтали Герца и многие другие. В ходе конференции состоялись презентации московского литературного альманаха <Корни> (редактор Семен Августевич), книги <Очерки из истории и культуры евреев Украины> (Леонид Финберг). Общение в кулуарах с участниками конференции еще раз показало, какое большое значение придают они этому событию. Ставшее уже традиционным, нынешнее собрание служит важным вкладом в противостояние мутной волне экстремизма и ксенофобии. Конференция стала также важным шагом в благородном деле исследования теоретико-методических проблем еврейского возрождения на просторах СНГ, гармонизации межнациональных отношений, налаживании плодотворного диалога между еврейской интеллигенцией разных стран на высоком творческом уровне.